Планета

Как Александр Сокуров разбудил немцев

16 май

В Германии начался сезон российской культуры, а знаменитый Рурский фестиваль стал русским

Все-таки приятно иногда ощутить себя в роли провидца. Сделав не так давно прогноз, что немецкий успех «Фауста» Сокурова послужит катализатором взрывного интереса к российской культуре в Германии, ваш корреспондент не погрешил против истины. Недавно журналистская судьба забросила меня в небольшой германский городок в окрестностях Коттбуса. Первое, что бросилось в глаза в этом в общем-то ничем не примечательном местечке, – огромная афиша, возвещающая о предстоящих гастролях Петербургского балета на льду. Пользуясь тем, что в запасе есть несколько свободных дней, отправился в ближайшую театральную кассу. Спросил, есть ли еще билеты на хорошие места. И услышал в ответ:

– Пока еще есть. Лучшие – за 61 евро. Но поспешите – разбирают очень хорошо. Массовых билетов почти не осталось.

Услышав это, я достал портмоне. И лишь тут увидел, что речь идет о гастролях, которые состоятся… 9 января 2013 года. Поинтересовался, чем вызвана столь ранняя продажа билетов. На меня посмотрели с удивлением:

– Да какая же ранняя! И сейчас уже билеты раскупают как горячий попкорн. А если продавать их накануне гастролей – тоже раскупят. Только тогда придут на петербургское чудо не истинные ценители балета на льду, а случайные люди.

В прошлые годы я испытал бы разочарование от невозможности, как говорится, сразу же припасть к «роднику отечественной культуры». Но теперь в Германии иная ситуация. Конец весны здесь – начало сезона русской культуры. Из окрестностей Коттбуса переезжаю в Рурскую область, в Реклингхаузен… Здесь проводится один из крупнейших в Европе театральных фестивалей – Рурский фестиваль. В прошлом году его открывал небезызвестный Джон Малкович с «Вариациями на тему Джакомо», и в прошлом же году здесь установлен рекорд посещаемости – свыше 80 тысяч зрителей посмотрели театральные постановки в исполнении звезд Голливуда. Но сегодня фестиваль проходит под знаком России, и амбициозные организаторы этого «марафона русской классики», который завершится лишь в середине июня, уверены: голливудский рекорд падет. Как пока ожидается, насладиться русской классикой в постановке крупнейших корифеев германской режиссуры придут не менее 100 тысяч немцев.

На открытии Рурского – так и хочется написать – «Русского» – фестиваля давали гоголевского «Ревизора». В постановке Франка Хоффманна, с российским актером Евгением Ситохиным в главной роли. При этом «Ревизор», инсценированный немцем и для немцев, не выпадает из контекста русской классики. Как не выпадает из нее и постановка «Войны и мира», демонстрируемая на фестивале Центральным театром Лейпцига: даже разудалая Хайке Макач – тайная эротическая греза многих немецких мужчин (и не только) – смотрится в роли Наташи Ростовой вполне по-свойски. По-русски.

Но сейчас речь о другом. О том, что в Германии еще не было доселе столь масштабного «русского сезона», проводимого не нашими гастролирующими земляками, а немцами. Вот еще один факт, дающий представление о размахе нынешнего Рурско-«русского» фестиваля: вплоть до 16 июня в Реклингхаузене зритель, помимо десятков постановок русской театральной классики, сможет насладиться и искусством мелодекламации самых знаменитых немецких чтецов, исполняющих произведения Гоголя и Достоевского, Пушкина, Чехова, Салтыкова-Щедрина. Любопытный момент: в высокопрофессиональную компанию чтецов (Гюнтер Лампрехт, Ханнелоре Эльснер) затесался и весьма экзотичный любитель – шеф… одного из крупнейших профсоюзов Германии Франк Бзирске. Как полагают, главный борец за права германского трудового люда проявил особый интерес к русской классике неспроста. Ведь она, по словам устроителей мероприятия, «несет заряд глубинной социальной справедливости».

Между тем Рурский фестиваль по количеству зрителей, по размаху и разнообразию мероприятий может как минимум на равных потягаться с недавно закончившимися Днями российской культуры в Баден-Бадене, которым уже со следующего года предначертано стать ежегодным фестивалем. 

С точки зрения пресыщенного столичного жителя, нынешнее проникновение русской культуры в немецкую глубинку можно было бы счесть явлением провинциального свойства. Но в преддверии совместного года российской и немецкой культуры в двух странах не только в здешней «глухой провинции», но и в Берлине не утихают страсти по событиям, так или иначе связанным с российскими деятелями культуры и искусства. Когда такое происходило в последний раз в столице, ваш покорный слуга уже и запамятовал. Например, самое горькое разочарование здешнего столичного бомонда связано с вынужденным (чтобы уделять больше времени своему трехлетнему сыну) отказом Анны Нетребко от участия в премьере Берлинской государственной оперы по «Донну Джованни» Моцарта. К планам Анны с пониманием относятся как поклонники ее таланта, так и руководство Берлинской оперы. И если в Коттбусе уже вовсю продают билеты на январские гастроли Петербургского балета на льду, то в Берлине смакуют малейшие подробности возвращения Нетребко на здешнюю сцену, запланированного… на ноябрь того же года. Как сказал корреспонденту «НВ» Гюнтер Дахс, театрал, поклонник русской классики и авангарда с полувековым стажем: 

– В желании немецких любителей искусства жить предожиданием будущего нет ничего удивительного. В конце концов мы больше верим театральным анонсам и программкам, нежели календарю майя.

Чтобы перечислить все аспекты нынешнего культурного «НАШЕствия» на Германию, весь фейерверк событий, связанных с возрождением немецкого интереса к культуре России, потребовался бы весь номер «Невского времени». Потому в завершение суммирую лишь самые значимые аспекты данного факта, напомнив читателю, что первопроходцем на «поле русской культуры в самом сердце Германии» стал сокуровский «Фауст».

Разумеется, и до немецкой премьеры «Фауста» в Германии не угасал огонек интереса к культуре России. Но, пожалуй, со времен одиозной перестройки никогда еще этот огонек не был столь ярким огнем, как «после Сокурова». 

Наконец (да не обидит сей факт поклонников отечественной культуры), еще недавно здешние культурологи и театроведы зачастую обсуждали назначения россиян на те или иные культурные «посты» с плохо скрытым сарказмом, если не с пренебрежением. Дескать, подработать приехали.

Ныне, похоже, и этот досадный акцент остался в прошлом.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно