Общество

Как город Ы до аварийного состояния доводили

01 ноября

Фельетонист «НВ» рассказывает о том, как можно инвесторам на радость довести весь город Ы до «аварийного состояния»

 

 

 

Тимофей Гарик, поэт

Если бы наше правительство учредило новое почётное звание – «заслуженный престидижитатор», на него вперёд всех артистов могли бы претендовать владельцы и директора ряда известных строительных компаний города Ы. И даже если бы они такого желания не выразили, это звание им следовало бы вручать насильно. Чтобы люди знали, с кем имеют дело.

Престидижитатор, если кто не помнит, – это цирковой или эстрадный фокусник, трюки которого основаны на быстроте и ловкости рук. Публика понимает, что её дурят (ну не могут снятые на сцене с руки добровольца часы вдруг оказаться в кармане зрителя в пятом ряду!), но до того ловко этот шельмец-престидижитатор свои фокусы проделывает, что разоблачить его никак не получается.

Однако даже лучшие престидижитаторы отечественного цирка ни по уровню мастерства, ни тем более по доходам и в подмётки не годятся представителям крупного строительного бизнеса города Ы. Которые тоже проделывают свои фокусы у всех на глазах. Але – оп! И на месте сквера возникает многоэтажный «муравейник»! Ещё один финт – и вместо исторического здания торчит стекляшка! И силовики, и специалисты мэрии города Ы отлично понимают, что их дурят. Но доказать обман почему-то не могут. Так что пора бы открыть им глаза…

 

* * *

Кто-то скажет, что неэтично открывать секреты чужих фокусов. Но с другой стороны… Во-первых, повторенный сотню раз фокус – это уже не искусство, а халтура. Во-вторых, цирковой артист исчезнувшие часы владельцу в итоге возвращает. Тогда как у строительных престидижитаторов что исчезло – то с концами.

Куда, к примеру, исчез – на глазах у изумлённой публики – целый квартал исторических зданий на главном проспекте города Ы – там, где сейчас большой такой магазинище? До сих пор найти не могут. То же самое с домом… Как там его? Стогова, Грогова?.. В общем, был – и нет. Чуть не исчезла одна академия (не то военная, не то медицинская…) – небезызвестным «амазонкам» считаных месяцев для завершения фокуса не хватило.

Задним числом раскрыть это балаганное «волшебство» не составляет труда. Но что толку – снесённого не воротишь. Куда интересней и поучительней разоблачение сеанса «строительной магии», когда сеанс этот ещё в самом разгаре. Тем более что объект намечаемого фокуса – не какой-то там доходный дом в фабричном районе, известный только градозащитникам, а архитектурный памятник, комплекс особняков, расположенных в элитном и при этом всё ещё зелёном районе.

Однако геноцид исторических объектов города Ы тем и объясняется, что у наших фокусников позиция беспроигрышная. Пока домик, попавший в их руки, не снесён, любые намёки, что здание хотят ликвидировать, приравниваются к клевете. А когда на месте памятника – груда кирпича… Тогда плакать и судиться поздно и бесполезно. Максимум, что строительному фокуснику грозит, – штраф стоимостью в коробку конфет. Да и его «заслуженные престидижитаторы» постараются оспорить.

 

* * *

Итак, вот он – замаскированный с фасадной стороны зелёной сеткой (дабы не травмировать картиной разрухи высоких гостей, периодически пролетающих по VIP-трассе) исторический комплекс. С каждым годом он приходит в упадок. Зимой сосульки с фигурных крыш свисают до земли, вода льётся по стенам, штукатурка отваливается, крошится кирпич. Это происходит уже не год, не два и даже не три…

У людей, которые лучше знают эту тему, мнение вполне определённое. Руководство и члены районного Общества охраны ценных домиков считают:

– Вывод один: комплекс зданий безнаказанно доводят до аварийного состояния, чтобы провести радикальные преобразования или возвести очередной шедевр так называемой «Каменноостровской коллекции».

К слову, письмо Общества охраны ценных домиков, адресованное главе Департамента охраны ценных домиков Мэрии города Ы, у нас имеется. Мнение градозащитников изложено нормальным русским языком и предельно понятно. Департамент мог так же нормально на него ответить:

«Вы правы. Договор с инвестором, который фактически уничтожает памятник архитектуры, должен быть расторгнут».

Или:

«Вы ошибаетесь. Инвестор уже ведёт реставрацию, так что не наговаривайте на хороших людей».

Но указанный Департамент мэрии города Ы не сказал ни да, ни нет. Вместо этого он выпустил облако словесного тумана, словно ассистент фокусника, который должен отвлекать внимание публики.

Некоторые абзацы этого ответа просто шедевральны. Например:

«Разработана и согласована проектная документация на производство работ по сохранению данных объектов в составе технических заключений по результатам обследования строительных конструкций зданий, проекта приспособления, проекта организации работ, планировочного решения земельного участка, конструктивных и объёмно-планировочных решений».

Интересно, сами-то чиновники Департамента поняли, что написали? Учились бы лучше у классиков: «Грузите апельсины бочках. Братья Карамазовы» – тоже бессмыслица, но хотя бы изящно.

После обмена этими письмами прошло больше года. Особняки ещё больше просели в землю, облупились, вплотную подойдя к черте, за которой можно говорить о безнадёжной, необратимой аварийности, когда выходом остаётся только снос…

Подчеркну: я не говорю, что инвестор, которому принадлежит этот объект, умышленно доводит его до аварийного состояния, – так считают члены районного Общества охраны ценных домиков, предполагающие, что на месте фигурных особнячков будут построены новые монолиты. Автор же этих строк просто интересуется: почему красивейший и стоящий на видовом месте архитектурный ансамбль уже много лет стоит заколоченным и разрушается? Идёт согласование документации? Но за минувший десяток лет даже малограмотные гастарбайтеры сумели бы эту документацию и подготовить, и согласовать, а потом сами бы всё и отремонтировали.

А может, у инвестора просто нет денег? Отнюдь, инвестор владеет заводами, карьерами, корпорациями, из списков «Форбса» не вылезает… А в строительстве «элитного» жилья ему вообще нет равных.

Впрочем, не будем заниматься домыслами. Автор, конечно же, обратился к инвестору с просьбой рассказать о планах в отношении указанного объекта. И спустя всего полтора месяца и после нескольких напоминаний получил ответ: мол, на этом участке запланировано возведение многофункционального административного центра с гостиницей.

Собственно, почему бы и нет? Автор не принадлежит к числу фанатичных градозащитников, которые требуют всё запретить, сохранить и отремонтировать за счёт бюджета. Напротив, привести историческое наследие в порядок можно только одним способом – передав как можно больше зданий-памятников в частные руки. Касательно наших с вами особняков можно с ходу придумать десятки вариантов, как использовать этот исторический комплекс с выгодой и для инвестора, и для городской казны, и, конечно же, с сохранением архитектуры и интерьеров зданий. Здесь можно устроить пятизвёздочную гостиницу, открыть фешенебельный ресторан и пару клубов в придачу. С тем же успехом в этом комплексе мог бы разместиться офис солидной компании, банка. В конце концов, поскольку эти усадьбы были жилыми, можно и сейчас продать их по частям или целиком под апартаменты. Административный центр с гостиницей – ничуть не хуже. Если, конечно, речь идёт не об очередном фокусе: але – и милые двух-трёхэтажные особняки в стиле позднего барокко плавно превращаются… в монументальные, напоминающие цеха передовых советских предприятий, где всё из стекла и бетона, новые корпуса жилого комплекса.

Сносить всё целиком, конечно, не будут – фасадные стены, часть интерьеров обязательно будут сохранены – об этом и в ответе говорится. Но в связи с тем, что несущие конструкции к моменту начала работ (которые неизвестно когда начнутся) придут в негодность (недаром комплекс столько лет «вымачивают»), чиновники охотно разрешат всё перестроить, надстроить, пристроить, увеличив дорогостоящий метраж в раз так пять-десять. Всё на наших глазах и без обмана! А что вместо истории появится новодел – так ведь известно, что искусство требует жертв.

 

* * *

А под конец – главное разоблачение! Настоящий фокус совсем не в том, о чём мы тут выше говорили. Эти манипуляции с целенаправленным доведением объектов культурного наследия до аварийности шиты белыми нитками, и не понимают этого, как уже говорилось, только работники прокуратуры и мэрии города Ы. Истинная загадка – как такие лакомые объекты и поистине золотая земля под ними оказываются в частных руках бесплатно.

99 процентов строительных компаний покупают земельные участки на аукционах, выкладывая за гектар где-нибудь в спальном или рабочем районе от 5 до 15 миллионов долларов. Но 1 процент городских компаний умудряется получать самую дорогую в городе землю бесплатно или за считаные копейки. Пример – всё тот же ансамбль особняков.

Лет этак двадцать назад здания передали некоему ТОО (товариществу с ограниченной ответственностью) «Гуманитарный детский центр «Юнона и Авось». Центр занимался чем-то детско-гуманитарным. Но через несколько лет произошла странная метаморфоза: «Гуманитарный детский центр «Юнона и Авось» вдруг превратился в «Гуманитарный де… деловой центр «Юнона и Авось». Который занимается отнюдь не детьми, а управлением недвижимостью. Но в Департаменте охраны ценных домиков мэрии города Ы подмены не заметили. И – передали весь ансамбль этой самой «Юноне и Авось» – «для приспособления объектов для современного использования». Ну а сейчас все права на участок и здания – у того самого инвестора, в состав которого «Юнона и Авось», очевидно, этак незаметно влилась. Город Ы и его жители не получили за исторические здания и прекрасный участок земли в элитной зоне ничего или почти ничего.

Этот фокус тоже не впервые исполняется. Так, не платя в бюджет ни копейки, превращались в бизнес-центры городские бани, так на месте объектов общепита возникали в парковой зоне элитные жилые комплексы. Так почему бы и детскому центру, бесплатно получившему помещения, не превратиться в бизнес-центр с гостиницей? Цирковым фокусникам остаётся умирать от зависти. А «заслуженные престидижитаторы» города Ы, надеемся, дождутся своих наград.

(Все действующие персонажи и структуры – вымышлены. Все совпадения – случайны)


тем временем...


Каменноостровский проспект, 58–60. Бывшая усадьба Игеля, усадьба Вяземского и мастерская Ветцера, а также бывший райком ВЛКСМ, в котором принимали в комсомольцы многих нынешних петербургских чиновников и строителей.

Мы отлично понимаем, что, выбрав в качестве примера этот объект, автор перешёл бы грань разумного профессионального риска. Дело в том, что хотя эти особняки уже много лет ветшают и разрушаются, но пока они всё же не рухнули, их пока что не снесли и не перестроили в доходные многоэтажки. Поэтому строительная компания ЛСР, за которой указанный объект числится, может счесть выбор примера неудачным и наносящим репутации этой компании ущерб. За который автор должен будет им заплатить…
Поэтому подчёркиваем: ничего определённого насчёт группы особняков на Каменноостровском проспекте, 58–60, автор не утверждает. И вообще – данная фотография тут размещена только для того, чтобы чем-то занять газетную площадь



Целый квартал у площади Восстания...



...Литературный дом на углу Невского и Фонтанки...



...дом Рогова – все эти объекты разрушены под предлогом «аварийности»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь