Страна и мир

Как съели «экономических тигров»

23 июня

С начала года ВВП России упал на 2,5 процента. Виноваты, разумеется, западные санкции, снижение цен на углеводороды и, если верить выступавшему на Петербургском международном экономическом форуме господину Кудрину, «отсутствие структурных реформ».

Всё это справедливо, объективно и даже научно, есть только маленькое «но». Санкции, падение цен на нефть и прочие беды почему-то действуют не на всех одинаково. И если бы все 85 российских регионов работали так, как Калужская, Белгородская области и Татарстан, то санкции, вероятно, волновали бы нас не больше, чем прошлогодний снег, а по темпам экономического роста мы уступали разве что Китаю.

Десятку наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов (они же – «лидеры деловой активности») огласил на форуме глава администрации президента Сергей Иванов. Впрочем, данный список публиковался уже не раз. Калужская и Белгородская области – бессменные лидеры, давно в числе успешных Краснодарский край, Татарстан, но, что приятно, в нынешней десятке много новичков: Ростовская, Тульская, Ульяновская области, Чувашия и даже Костромская область, которая, по словам Сергея Иванова, «ещё несколько лет назад считалась безнадёжной, где жизнь застыла на уровне 1950-х годов».

Оказывается, в передовики можно выйти и не имея фундамента благополучия в виде давно работающих успешных предприятий, научных центров, развитой современной инфраструктуры. Это вообще общая черта успешных областей – они не имеют никаких видимых, дарованных природой или историей преимуществ. Да, в Краснодарском крае благодатный климат, но вот про Татарстан или Калужскую область этого не скажешь, значит, не в «климатической ренте» дело. В Чувашии и Костроме нет ни нефтяной, ни другой природной ренты – но они обошли по темпам развития нефтяные регионы. Тула и Ульяновск, конечно, ещё с советских времён имеют хорошую промышленную базу, но её не сравнить с той, которой обладал Ленинград. Тем не менее северная столица, несмотря на супервыгодное географическое положение, остатки промышленности и особый, почти столичный статус, в десятку передовиков не попала. Куда уж тут – с 7-процентным падением промышленного производства. Нет в списке и Ленобласти.

Ни один из чиновников и экономистов, с кем довелось общаться на эту тему, не смог убедительно объяснить, как, каким чудом самые заурядные, казалось бы, области превращаются в «экономических тигров». Почему у подавляющего большинства производство и прочие показатели падают, а у этих всё растёт. Хотя, если подумать, ответы все на виду. За что нас ругают иностранные инвесторы и мы сами себя ругаем? За плохую защищённость бизнеса. Если у вас успешная фирма, но нет солидных покровителей, ваш бизнес могут отжать, отобрать, заставить продать за бесценок, упасть в долю… Другая беда – бюрократия, необходимость годами заниматься оформлением куска земли, разрешения на строительство. Есть ещё такая проблема, как нечестная конкуренция. Фирмы со связями будут получать лучшие пятна под застройку, лучшие места для торговли, самые жирные бюджетные заказы. 

 

С чем это связано – с санкциями? С «отсутствием структурных реформ»? Да ничего подобного! Всё дело в пресловутом человеческом факторе. В том, что в областях-лидерах полиция и прочие силовики ловят преступников и не лезут в бизнес, председатели областных судов судят по закону, а не по знакомству, ну и, конечно, там есть губернаторы, которым верят, – такие как калужский Анатолий Артамонов, белгородский Евгений Савченко и другие из упомянутой десятки. Вот, собственно, и всё. С этими простыми и бесплатными для бюджета условиями можно, оказывается, успешно работать даже в нынешних, реально трудных условиях.


Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
18 апреля
четверг
+1
Облачно
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
-2