Мнения и комментарии

«Какая странная отрада…»

16 июня

На спектакле «Из пустоты» столичного театра им. М.Н. Ермоловой, показанном недавно в Петербурге, «кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали».

Спектакль театра, возглавляемого ныне Олегом Меньшиковым, далеко не нов: премьера состоялась полтора года назад. Зато он знаков: оказывается, сегодня для успеха театральной постановки надо немногое – хорошая поэзия способна оправдать и минимальное оформление, и минимальную продолжительность. И о чём только думают режиссёры, мучающиеся поиском современных текстов, материалов, идей? Можно ведь и без мучений, – главное, чтобы под рукой ещё была актёрская величина, равная Меньшикову…

Об Олеге Евгеньевиче любят посудачить, поспорить, даже покритиковать. Попробуем рассудить здраво, в чём секрет многолетней популярности актёра, который не мелькает в таблоидах, не грешит бесконечными интервью «о творческих планах» и постоянно «держит дистанцию», обеспечивающую тихое обожание поклонников. Кто-то из них на всю жизнь уверовал в его Костика из «Покровских ворот» и убеждён, что это и есть вершина актёрского проявления Меньшикова. Кто-то восхищён Митей из первого фильма Михалкова «Утомлённые солнцем» или Фандориным из ленты «Статский советник» Филиппа Янковского, кто-то со слезой вспоминает экранизацию романа «Доктор Живаго» Александра Прошкина, а кому-то не даёт заснуть «Восток – Запад» Режиса Варнье, умудрившегося в одной ленте свести Меньшикова и божественную Катрин Денёв…

Театралы до сих пор с дрожью в голосе вспоминают постановку «N» 1993 года, где знаменитый прыжок героя Меньшикова сводил с ума зрителей, заставляя их обожествлять то ли самого Нижинского, то ли исполнявшего его роль актёра. А «Кухня», «Горе от ума», «Игроки»? А недавний спектакль-концерт «Оркестр мечты. Медь»?.. В чём тут секрет? Вот подходящая строка Гиппиус из нового спектакля: «Мне кажется, что истину я знаю…» Секрет во взгляде, интонации, той самой лёгкости движения, которой многие пытались подражать, да только безуспешно. Прибавьте нежелание растолковывать публике самого себя и интеллектуальное наполнение всякой роли, и вот вам тайна притяжения не актёра, а… личности.

Воедино стихи восьми российских поэтов-эмигрантов первой волны в спектакле «Из пустоты» связали режиссёры Олеся Невмержицкая, отвечавшая за сцены, связанные с поэзией Зинаиды Гиппиус, Алексей Размахов (Саша Чёрный), Сергей Аронин (Набоков и Ходасевич), Денис Азаров (Цветаева и Бурлюк). Сам же Меньшиков не только обеспечил режиссёрским решением строки Георгия Иванова, но и сам каждый раз исполняет их на подмостках. «Ивановская» часть – заключительная, и надо видеть, как публика ждёт выхода своего фаворита, как страстно выдыхает с его появлением, как рукоплещет…

В спектакле хорош не только Меньшиков, но и Владимир Андреев, читающий Бунина, Светлана Головина, оживляющая стих Гиппиус, Ольга Селезнёва – Цветаева… Актёры театра им. Ермоловой произносят известные и неизвестные строки начала прошлого века на фоне чёрной бездны сценической коробки, из глубины которой порой оглушает зал контровой свет, сопровождающий движение героев. Определение «из пустоты» материализуется в бесприютности, вакууме, в котором лишь шуршание огромных полотнищ белой бумаги в помощь поэтам (оформление – Дмитрий Разумов). Эта бумага составляет их жизнь, она принимает в себя имена, строки и тени, приподнимает над землёй и придавливает к ней неведомым грузом. Бумагу режут, рвут и обрывают, комкают, но она спускается с колосников снова и снова, словно манит к себе, заставляя облекать мысли в поэтические строки… Магия слова, царящая на сцене, его наполненность чувством и мыслью, его соответствие жаждущей красоты душе могут вызвать лишь восторг, который и обналичивается в море цветов и оваций, которому впору и позавидовать. «А дальше – тишина и слава»…

 

Екатерина Омецинская, театральный обозреватель
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+6
Умеренный дождь