Мнения и комментарии

Каковы уроки «арабской весны»?

17 февраля

Прошел год с начала событий, получивших общее название «арабская весна». О причинах революций, всколыхнувших Ближний Восток, можно спорить долго, но главные их результаты очевидны уже сейчас – это демонтаж почти всех светских режимов региона. При этом внешнеполитическая ориентация лидеров свергнутых правительств никакого значения не имела. Среди них были как проамериканские Мубарак, Салех, так и пророссийские Каддафи и Асад. И хотя последний еще находится у власти в Сирии, совершенно ясно одно – останется Башар Асад у власти или нет, Сирия уже никогда не будет такой, какой была прежде. 

Несмотря на то что революции произошли в разных странах с разным уровнем жизни населения (с одной стороны – откровенно бедные Тунис, Египет и Сирия, с другой – богатые нефтяные Ливия и Бахрейн), все революции были словно списаны одна с другой. Отсутствие четких требований со стороны митингующих, откровенно бессмысленные лозунги типа «Мубарак – уходи!», организация демонстраций через социальные сети, отсутствие харизматических лидеров у восставших и конкретных программ типа «Как нам обустроить Египет». Все революции произошли именно в арабских странах – бунты почему-то обошли стороной другие мусульманские страны вроде Турции и Ирана. 

Так что же изменилось в арабском мире за прошедший год? Ни в одной из стран, где произошли «жасминовые революции», не стало лучше – ни в смысле уровня жизни, ни в сфере политики. Везде стало только хуже – хаос и неразбериха в органах власти, безработица, перебои с продовольствием и водоснабжением и усугубление нищеты. 

Вообще, в пылу арабских революций рухнула очень важная мифологема, которая буквально с пеленок культивировалась у нас, в Советском Союзе и России, еще 1917 года. Ее суть в том, что революция в принципе не может случиться в сытой и богатой стране, где люди живут обеспеченно, а социальные вопросы решены. Крушение этого мифа – пожалуй, самый главный урок для России и остального мира. Еще раз напомню – революции произошли, помимо бедных Туниса и Египта, в сытых и богатых Ливии и Бахрейне, где каждый житель помимо зарплаты получал еще и приличную надбавку от дохода государства с нефте- и газодобычи. 

То есть революции происходят вовсе не там, где якобы созрели условия для их возникновения, а там, где их организовывают. В конце концов, у любой страны найдется слабое место, удар по которому способен дестабилизировать обстановку. В случае Туниса это была ужасающая коррупция в органах власти, пропасть в уровне жизни между богатым меньшинством и бедным большинством. В случае Ливии слабым местом государства оказалось отсутствие… ливийской нации. Не удивляйтесь! Никакой ливийской нации никогда не существовало и не существует – есть лишь племена бедуинов, для членов которых интересы своего племени/клана/рода бесконечно выше интересов государства, впервые возникшего лишь после Второй мировой войны. До этого Ливия, точнее говоря – Триполитания, Киренаика и Феццан – в течение многих веков были колонией Османской империи. В начале ХХ века их захватила Италия, дав трем разным регионам общее название «Ливия». Даже название стране, как видим, дали иностранцы. 

Я бесконечно далек от «теории заговора», но посмотрите сами. Если бы революции в каждой отдельно взятой арабской стране происходили по-разному, то и в организацию их извне поверить было бы очень сложно. На практике же революционный сценарий в арабских событиях 2010–2012 годов выглядит так, будто его писала одна команда сценаристов. В скобках заметим, что по абсолютно одинаковому сценарию развивались и «цветные» революции на постсоветском пространстве в начале XXI века. 

Как будут дальше развиваться события – предсказать нетрудно. По всей видимости, на смену свергнутым (или находящимся в процессе свержения), вполне адекватным арабским лидерам к власти придут исламисты. И эти ребята сделают все для того, чтобы привести весь мусульманский мир на скамью нового Нюрнбергского трибунала. 

Напомню, что еще недавно, в 1970–1980-е годы, ни ислам, ни люди, его исповедующие, ни в коей мере не ассоциировались ни с экстремизмом, ни с терроризмом. Даже в Израиле палестинские террористы эпохи «Черного сентября» и Организации освобождения Палестины придерживались главным образом социалистических взглядов и были лишены религиозного фанатизма. Никто тогда не ставил знак равенства между понятиями «ислам» и «терроризм». К сожалению, сегодня в массовом сознании слова «ислам» и «терроризм» стали синонимами. 

В целом тенденции, набирающие силу в мусульманском мире, очень хорошо ложатся в известную концепцию американского профессора Самуэля Хантингтона о том, что XXI век станет эпохой столкновения цивилизаций. В одних случаях та или иная цивилизация будет представлена одной страной – например, Китаем. В других – разные страны объединит общая религия и культура. 

Что же касается России, то события «арабской весны» являются для нас наилучшим уроком, показывая, к чему могут привести революционные потрясения. Молодые идеалисты, выходящие на улицы, могут совершенно искренне мечтать о свободе и справедливости. Да и поводов для недовольства тоже немало – достаточно назвать лишь сильную коррупцию, неравенство и неисправность «социальных лифтов». Однако, как показали волнения на Ближнем Востоке, революции приводят отнюдь не к прогрессу, а к срыву в омут хаоса, политических потрясений и ускоренной деградации общества. 

Кирилл Котков, востоковед, писатель
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.69
0.362 (-0.39%)
Курс Евро
98.56
0.085 (-0.09%)
Погода
Сегодня,
03 май
пятница
+5
Слабый дождь
04 май
суббота
+12
Слабый дождь
05 май
воскресенье
+4
Слабый дождь