Страна и мир

Какой выбор сделают поляки

13 май

Результаты первого тура президентских выборов в Польше выглядят достаточно неожиданно, но переоценивать их последствия для польской и европейской политики не следует. Победитель первого тура – представитель оппозиционной партии «Право и справедливость» Анджей Дуда – получил 34,7 процента голосов и лишь на один процент обошёл действующего президента страны Бронислава Коморовского. То есть ни о каком существенном перевесе и однозначной победе одного кандидата над другим речи не идёт.

Эксперты склонны относить Дуду к лагерю «радикалов», а Коморовского – к «умеренным», но это деление является во многом искусственным. Во-первых, наиболее радикальные заявления об участии польских военных в украинском конфликте Дуда сделал уже в ходе предвыборной кампании, когда политики ради победы позволяют себе многое. Во-вторых, влияние президента Польши на национальную внешнюю политику невелико и от его воли окончательные решения практически не зависят.

В целом большой разницы между программами кандидатов нет, но пока остаётся неясным важный вопрос – станут ли они излишне использовать русофобскую риторику в ходе предвыборной кампании. Такая риторика традиционно популярна среди граждан этой страны и связана с множеством событий, составляющих фундамент исторической памяти и культурного кода поляков. Но приближающийся крах украинской авантюры, в которой Варшава сыграла заметную роль, может побудить ответственных польских политиков задуматься о диалоге с Москвой. Этому же способствуют и неблагоприятные для польских аграриев последствия российских ответных санкций.

С другой стороны, зависимость Варшавы от Вашингтона в вопросах внешней политики и обороны останется ещё достаточно долго. В стране существует консенсус касательно того, что цели своей внешней политики Варшава должна субординировать по отношению к целям США. Такая политика уже привела Польшу к членству в НАТО и к тому, что Вашингтон решил разместить объекты своей военной инфраструктуры именно на польской территории. И отказываться от всего этого польские избиратели едва ли захотят.

Польская элита, конечно, переживает по поводу вытеснения Варшавы на обочину европейской и мировой политики с начала украинского кризиса. Лидерство Варшавы в поддержке Майдана в основном было связано с действиями прежнего главы МИДа Радека Сикорского, выступавшего в роли верного проводника курса Вашингтона в Восточной Европе. После того как Сикорского удалили с министерского поста, в стране ощущается отсутствие понимания, какую цель Варшава преследует в украинской и общеевропейской политике. Кроме того, Польшу исключили из участников «нормандского формата», и она справедливо рассматривает это как своё внешнеполитическое поражение.

Вдобавок к тому Польша сейчас находится в непростой политико-экономической ситуации. С одной стороны, она едва ли не лучше всех государств ЕС прошла предыдущий экономический кризис 2008–2010 годов и сейчас состояние её экономики устойчивое. С другой стороны, период неопределённости относительно вступления Польши в зону евро заканчивается. Политикам в Варшаве предстоит принять важнейшее решение: вводить евро или остаться вне зоны единой европейской валюты. У этого решения будет множество весомых последствий как для инвестиционного климата в стране, так и для политических сил, позиционирующих себя в роли евроскептиков и еврооптимистов.

Что касается предстоящего второго тура, то, вероятнее всего, у действующего президента Коморовского шансы победить выше. На его стороне успешная экономическая политика, поддержка жителей крупных и средних городов. А главное, представление о том, что в наши трудные времена он выступает гарантом стабильности и плавных реформ, а не радикальных мер и потрясений. 

 

Станислав Ткаченко, политолог, экономист, руководитель магистерской программы «Дипломатия» СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+1
22 апреля
понедельник
+5
Слабый дождь