Канонизация Гагарина – вопрос времени
Суммарная мощность двигателей «Востока», на котором «поехал» в космос голубоглазый русский парень Юрий Гагарин, равнялась 20 миллионам лошадиных сил. Такой мощностью обладает колонна в десятки тысяч современных «мерседесов», условно растянувшаяся на трассе Санкт-Петербург – Москва. Если опросить на улице молодых людей, что сейчас важнее для страны – полеты в космос или «мерседесы», – ответы, думаю, будут в пользу «меринов». И аргументация найдется: «Зачем отсталой стране ракеты? Надо строить дороги на земле, а не в космосе!» Другими словами, даешь авто и манто! И вообще, хватит имперской помпезности, пора становиться правильным народом – побеждать в автогонках на «Формуле-1», славиться болельщиками в рогатых шапках, а по праздникам раскрашивать в цвета национального флага лица, спины и животы.
Двадцатый век без всяких натяжек называли космическим. А что с веком нынешним?
В «Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы», обнародованной на сайте Роскосмоса, сообщается: «За последние 10 лет численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1,5 раза, в то время как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чем в два раза и сохраняет закономерную тенденцию роста».
Не стоит обольщаться картинками мира и дружбы с околоземной орбиты. Нынешняя МКС – «коммуналка», принадлежащая шести владельцам, – не идет ни в какое сравнение с просторной отдельной квартирой станции «Мир», затопленной в 2001 году в угоду американцам, которые зачищали рынок, перед тем как начать сотрудничество с Россией. Кто фактически уничтожил уникальный многоразовый «Буран», который в 1988 году поднимался в космос и совершал мягкую колесную посадку в автоматическом беспилотном режиме, можно только догадываться. Руководители космической отрасли признаются, что сейчас в стране практически не существует высокотехнологичного космического машиностроения, например в корпорации «Энергия» станочный парк с возрастом до пяти лет составляет менее одного процента.
Наш космонавт на орбите получает в сутки около тысячи долларов – в несколько раз меньше успешного футболиста. И как уверяют знающие люди, надо еще наездиться по стране, чтобы найти желающих поступить в отряд космонавтов. Обществу, стремящемуся жить по принципу «Хлеба и зрелищ!», очень быстро внушили, что космос – это причуды ученых, бесцельное расходование средств. Иными словами, крутая тачка важнее любого космического корабля или спутника. Но сколько ни сваливай в одну кучу тысячи «майбахов», «мерседесов» и «феррари», эта куча не оторвется от Земли, не выйдет на околоземную орбиту. Как говорится, рожденный ползать, летать не может. Что касается нашего автопрома, над которым принято посмеиваться, то нет никаких сомнений: если бы не каток приватизации, прокатившийся по стране в начале девяностых, если бы не преступные манипуляции Березовского и Ко с АвтоВАЗом и если бы не разворовывание всего, что крутится, плавает, катится, лежит под землей и стоит, мы бы уже лет десять назад имели собственные автомобили не хуже европейских. У русского народа руки и головы растут откуда нужно.
Только не надо путать божий дар с яичницей, например сравнивать «Луноход», доставленный на Луну и управляемый с Земли оператором, и легковой автомобиль, привезенный из Японии и вкусно пахнущий лаком и кожей. Что здесь божий дар, а что яичница, разъяснения не требует. Космическая промышленность и оборонка – это два основных локомотива, тянущие за собой все народное хозяйство. Любому понятно, что производство элементарных болтов для космического корабля сильно отличается от производства болтов для одноколесной строительной тачки. Нужны специальные сплавы, станки. А станки собирают на заводах квалифицированные рабочие, которых готовят в ПТУ. А проектируют заводы и станки инженеры, которых учат не в банковском колледже и даже не в биржевом университете валюты и финансов. Причем этот состав с двумя локомотивами связан жесткой сцепкой: отцепится вагон ПТУ – не станет квалифицированной рабочей силы; не станет элементарного токаря – даже болты для дачных заборов придется закупать в Китае. К чему мы сейчас и подошли.
Юрию Гагарину не нашлось победного места в телепроекте «Имя России». Он стоит особняком от деспотов, тиранов и прочих успешных, но сомнительных с точки зрения морали личностей. Наверное, это хорошо. Гагарин – сакральный символ страны, восставшей из руин через шестнадцать лет после войны. «Какая она красивая!» – сказал Гагарин, увидев Землю в иллюминаторе.
Вопреки карикатурам того времени, печатавшимся в «Крокодиле», Гагарин своим полетом не разрушил веру в Бога, а подтвердил Его участие в добрых делах, ибо наука и вера не противоречат друг другу, – любое истинное творчество есть акт сакральный, религиозный. И все великие ученые, как утверждают знатоки этого вопроса, были людьми глубоко верующими. По моим личным ощущениям, Юрий Гагарин – православный святой и его канонизация – вопрос времени. Его глазами мы увидели Землю из космоса, поняли, какая она большая и одновременно маленькая, поняли, что второй Земли нам никто не даст. Кто послал старшего лейтенанта Гагарина увидеть нашу голубую планету со стороны и донести свой восторг до землян – вопрос, как мне кажется, не требующий ответа. Конечно, можно сказать – ЦК КПСС, Хрущев, Королев, руководство Вооруженных сил. Но мы-то понимаем, что вселенские прорывы по команде одних лишь генсеков и генералов не происходят. Повторюсь: Господу Богу было угодно, чтобы на третий день Пасхи 1961 года от Рождества Христова человек совершил виток вокруг планеты Земля и благополучно сел на дымящую весеннюю пашню неподалеку от Волги.