Ким Ки Дук: «Есть корейское кино разных режиссёров, и есть моё» - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ким Ки Дук: «Есть корейское кино разных режиссёров, и есть моё»

Знаменитый мастер восточной кинематографии  рассказал «НВ», чем ему интересна Россия и какие вопросы он перед собой ставит в своих картинах

Ким Ки Дук – один из самых звёздных режиссёров мирового кино, чьи фильмы всегда оказываются в центре внимания на международных кинофестивалях, недавно был гостем МКФ «Меридианы Тихого» (Pacific Meridian). Он показал вне конкурса два своих новых фильма, совершил морскую прогулку, провёл мастер-класс, порадовался вниманию публики. Обычно замкнутый и молчаливый корейский гений был во Владивостоке открыт, приветлив и охотно согласился побеседовать.

– Вы часто бываете на фестивалях в разных странах. Чем они вам интересны, кроме возможности представить свои фильмы?

– Это один из способов изучения мира. Россия в этом плане отличается особым своеобразием, ведь это не только европейская страна, но и азиатская, то есть Евразия. А Владивосток – это ещё и город-порт, здесь есть большие корабли, что мне очень близко, ведь я целых пять лет служил на флоте. На втором фестивале Pacific Мeridian мой фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» получил Гран-при, мне бесконечно дорога эта награда. Теперь фестивалю уже тринадцать лет, а я снял за эти годы ещё несколько картин. Две из них – «Один на один» и «Стоп» – привёз во Владивосток. Мне важно, что здесь их смотрели с большим интересом, возник прямой контакт со зрителями. Я чувствую, что здесь меня понимают и ценят. Здесь живёт много выходцев из Кореи, географически близко находятся Китай и Япония. Убеждён, что у Владивостока большое будущее. Закон «Свободный порт Владивосток», который, как я слышал, скоро вступит в силу, открывает грандиозные перспективы. Тесное сотрудничество с Пусанским международным фестивалем и действующая тут Фильмкомиссия, единственная пока в России, помогут кинематографу активно развиваться.

– Премьера фильма «Стоп» состоялась летом в Чехии. За ваши фильмы обычно бьётся тройка крупнейших фестивалей Канны – Венеция – Берлин, вы же предпочли Карловы Вары. Почему?

– Именно Карловы Вары открыли миру моё имя. Мои фильмы сначала не пользовались популярностью у меня на родине в Южной Корее, успех пришёл извне. Их начали награждать в Европе, потом в Соединённых Штатах, лишь после этого они стали интересны в Азии. Карловарский МКФ помог мне, я помню об этом и отвечаю благодарностью.

– В фильме «Стоп» нет такой изобразительной красоты, которая покоряла зрителей в вашем «Пустом доме», в фильме «Весна, лето…» и многих других. У вас не было опасений, что прямой публицистический посыл может оттолкнуть зрителей и критиков?

– «Стоп» я снимал о конкретной катастрофе, об аварии на Фукусиме, жертв которой видел своими глазами. В рассказе об этой реальной трагедии аспекты красоты меня не волновали. В фильме затрагивается проблема чрезмерного и безответственного потребления электроэнергии, что очень опасно. Моя мысль заключается в том, что человек, сталкиваясь с бедами других людей, не думает, что такое может случиться и с ним самим. Да, «Стоп» – это прямой призыв задуматься об этом, понять свою ответственность перед нашей хрупкой планетой. По-моему, такие фильмы тоже нужны.

– Когда вы бываете на фестивалях, смотрите фильмы других режиссёров?

– Недавно в Пекине я был членом жюри вместе с Фёдором Бондарчуком, он показал мне свой «Сталинград». Мне его фильм очень понравился. Тема войны касается каждого из нас. Главный вопрос, который я задал себе после просмотра: зачем мы вообще воюем? Это важные и актуальные размышления. Мой отец был ранен во время братоубийственной войны Северной и Южной Кореи, он остался для меня олицетворением горя и боли, которые несёт людям вражда.

– Какие фильмы из программы МКФ Pacific Meridian привлекли ваше внимание?

– «Земля вольной надежды» Золы Пак, документальная картина про переселение корейцев по приказу Сталина в 1937 году, для меня это сложный и грустный момент, связанный с историей моего народа.

– В декабре этого года вы отметите юбилей – 55-й день рождения, а в будущем году ещё один – 20 лет работы в кино. Правда, что первый фильм в своей жизни вы увидели, когда вам было 23 года?

– Да, я жил тогда в Париже и собирался посвятить себя живописи, писал картины. Там же впервые пошёл в кинотеатр, посмотрел «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом и Джоди Фостер, это незабываемое впечатление. Потом влюбился в фильм Леоса Каракса «Любовники с Нового моста». Я был сражён возможностями, которые доступны кинематографу, объединившему многие искусства, и решил, что обязательно когда-нибудь сам сделаю своё кино. Это случилось через тринадцать лет, в 1996 году я снял свой первый фильм «Крокодил». Но не нужно думать, что я олицетворяю корейский кинематограф, представляю его официально. У меня нет высшего образования в этой области, а корейское кино чётко структурировано. Если вы не имеете нужного диплома, вам не светит государственное финансирование. Словом, есть корейское кино разных режиссёров и есть моё. Я хочу донести до людей мысли и эмоции, которые меня волнуют, поэтому делаю всё сам, целиком несу ответственность за сценарий, подбор актёров, съёмки, монтаж. Мне важно сохранить своё личное мнение и воплотить свой замысел так, как я считаю нужным.

 

// Беседовала Ольга Галицкая, Владивосток – Москва. Фо­то Alexander Tuma / ТАСС
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте