Мнения и комментарии

Кому в кино жить хорошо, или Почему я за возвращение НДС в кино

25 июня

Премьеру Медведеву дали на подпись документ о возвращении НДС на фильмы. Речь идёт об иностранных картинах, а собранные деньги направят на отечественный кинематограф. Но кинообщественность тут же возмутилась: мол, это будет полное крушение кино. Вот что я хочу сказать по этому поводу.

В конце 1980-х и в 1990-е годы, чтобы киноиндустрия окончательно не рухнула, кино в России освободили от НДС вообще – и производство, и прокат. И в этой ситуации мы просуществовали до сегодняшнего дня. Помогла эта мера?

Судите сами. Отечественный кинематограф по-прежнему в предынфарктном состоянии, если иметь в виду именно производство. А прокат – прокат чувствует себя вполне неплохо. Прокатчики делают кассу, и ни для кого не секрет, на чём: на американских картинах. И не платят при этом никаких налогов! Наши кинотеатры замкнуты на пакетное размещение картин в основном американских компаний. Ничего подобного в отношении российского кино нет.

Теперь премьер-министр предлагает вернуть налог на прокат иностранного кино. Я – за! Но! Нужно освободить от налога не только фильмы российского производителя, но и европейские фильмы. Ведь европейское кино ментально ближе к российской культуре, и его очень мало в прокате. Тем самым сократится прокат низкокачественного американского кино, которое уже раздавило киноиндустрию Польши, Чехии, Германии, Италии и других стран. (Держатся только французы.)

Во-первых, нигде в мире невозможно пустить в прокат фильм, не заплатив государству налоги. Во-вторых, если вернуть налог на прокат зарубежных фильмов, можно деньги направить на кинопроизводство. Лучше сделать так – финансировать дебютные картины, развитие детского кино и так далее.

Но кинообщественность возмущается: душат отечественное кино! И хотя речь совсем о другом, эти люди всё равно кипят негодованием. Но кто эти люди? Волна возмущения, поднявшаяся вокруг этой истории, – банальное лоббирование прокатчиками своих интересов.

Мейджоры (гиганты киноиндустрии. – Прим. ред.) пугают: подорожают билеты. Но может, им лучше сократить прибыль? И рассказать поподробнее о своих доходах с продажи попкорна, газированной воды, бутербродов и прочего. Всем известно, что от этого денег даже больше, чем от продажи билетов.

В странах, где кинобизнес выстроен системно, распределение дохода с проката плавающее. Старт новой картины проходит по схеме «30 на 70»: 30 процентов берёт кинотеатр, 70 – производитель; во вторую неделю – 40 на 60 и так далее. Это сделано для того, чтобы фильм дольше держался в прокате. В то время как российские производители поставлены в жёсткие рамки: формула распределения доходов между ними и кинотеатрами – 50 на 50. И как только интерес зрителей к картине хотя бы немного падает, её попросту снимают. А из тех 50 процентов, которые получает отечественный производитель, он тут же должен 15–20 процентов отдать кинопрокатчику! Милости просим, снимайте кино в России! Впрочем, иногда появляется отечественное кино, которое приносит прибыль. Чудеса случаются...

Опять же, разговоры об НДС и квотах можно вести годами. Возвращением налогов на прокат иностранных фильмов проблему не решить. Если уж браться за такую большую задачу, нужна реформа кино, а не полумеры!

Проект комплексной программы возрождения национального кино я предложил ещё три года назад. Кинообщественность и все, кому это интересно, могут ознакомиться.


http://yuri-grymov.livejournal.com/121946.html

 

Юрий Грымов, режиссёр
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно