Общество
КОСМИЧЕСКУЮ БАНЮ ЗАТОПИЛИ В ОКЕАНЕ
30 января
Большинство из нас редко когда добиваются высот в своей профессии, даже одной-единственной. Но есть люди, которые берутся за несколько дел и достигают в каждом ремесле огромных успехов. Увы, таких уникумов очень немного. Один из них - петербуржец Александр Массарский, академик Международной академии информатизации при ООН, Всемирной академии наук, искусств, культуры, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, автор сорока изобретений и знаменитый каскадер, снявшийся в трехстах фильмах.
ШКОЛА КАСКАДЕРОВ МАССАРСКОГО
В кино юный Александр Массарский попал благодаря занятиям самбо. В 1948 году группу молодых спортсменов пригласили в массовку на съемки картины "Звезда". Ребята должны были сыграть солдат, сошедшихся в рукопашной. Для большинства из них эта роль стала первой и последней. Но для Массарского она стала стартом кинокарьеры.
- Я стал инженером-конструктором, чуть позже занялся тренерской работой, - вспоминает Александр Самойлович. - На съемки стали приглашать все чаще. Всюду требовались рукопашные бои, и тогда я своих учеников-самбистов втравил в это дело. Постепенно к нам примкнули спортсмены других специализаций - автомобилисты, фехтовальщики, конники.
Так сформировался отряд каскадеров-универсалов. Ребята друг у друга учились, и вскоре каждый прекрасно водил автомобиль, скакал на лошади, фехтовал, дрался, падал с высоты. Массарского с его воспитанниками наперебой приглашали все киностудии страны. Приезжая в новый город, Александр Самойлович приглашал местных спортсменов и за время съемок успевал их обучить каскадерскому мастерству. Ну а после отъезда ленинградцев там уже была своя более или менее работоспособная команда трюкачей. И как бы ни открещивался Массарский от этого титула, его все равно можно прямо назвать одним из основоположников советской каскадерской школы. Правда, до сих пор школы как таковой в этом ремесле нет. Младшие учатся у старших, новички у мастеров. И сейчас десятки учеников Массарского работают на многих киностудиях страны.
ОДНО ДРУГОМУ ПОМОГАЕТ
Именно в кино профессии Александра Самойловича слились воедино, и одно ремесло помогало совершенствованию в другом.
- То, что я спортсмен, - это понятно, - улыбается Массарский. - Профессия тренера и педагога помогала обучить актеров и каскадеров трюковым действиям. Профессия инженера позволяла мне создавать приспособления для безопасного выполнения трюков. С середины 50-х я занялся подводным плаванием, начал конструировать аппаратуру для подводных съемок. Благодаря этому меня стали приглашать уже как кинооператора на подводные съемки. Помимо того я снял ряд научно-популярных фильмов о спорте, о подводном мире, о работе ученых на коралловых рифах.
Количество художественных фильмов, в которых Массарский работал в качестве каскадера, дублера и режиссера-постановщика трюков, приближается к трем сотням. Судьба свела его с десятками известнейших режиссеров и актеров на фильмах "Белое солнце пустыни", "Человек-амфибия", "Стрелы Робин Гуда" и многих-многих других. За кого-то из актеров Александру Самойловичу приходилось гореть и прыгать из окна, кого-то учить драться на шпагах, а кому-то, кто настойчиво рвался сделать все сам, давать запрет на самостоятельное выполнение трюков. Но редким "везунчикам" все же удавалось сломить сопротивление Массарского. Поэт Евгений Евтушенко, приглашенный на роль Циолковского в картину "Взлет", в одном из эпизодов, где его герой случайно проваливается под лед, решил сам спуститься в прорубь.
- Я его пытался разубедить: "Ты хорошо плаваешь, но ты же будешь в одежде, валенках, шляпе, бороде наклеенной в ледяной воде!" - вспоминает Александр Самойлович. - Но он оказался очень настойчив. Я сидел под водой с камерой, а Евтушенко нырял ко мне. Без всяких аквалангов на протяжении многих дублей.
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ, В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ
Даже несмотря на то что перед съемками каждый трюк просчитывается до мельчайших деталей, риск несчастного случая находится бок о бок с каскадером.
- Снимали мы картину "34-й скорый", - вспоминает самый опасный момент в своей кинокарьере Александр Самойлович. - В ней актер Вячеслав Езепов играл спекулянта. Кто-то бросает его портфель с деньгами под горящий поезд, он прыгает за ним, опирается на какой-то рычаг, в результате чего поезд трогается с места. На деле же бросался под вагон я. Мы много раз этот трюк отрепетировали, я убедился, что успеваю выскочить из под движущегося вагона. Но мы репетировали днем, а снимать нужно было ночью. И вот собираюсь я выкатиться из-под вагона, а в глаза бьет ослепительный свет прожекторов камеры. И понимаю, что не вижу колес! Я, конечно, выскочил, но оказалось, что перед самым колесом, чудом под него не попав. Так что этот случай - моя недоработка, поскольку я не отрепетировал трюк ночью.
КОСМИЧЕСКАЯ БАНЯ
Сейчас на съемочной площадке Массарский появляется нечасто, сосредоточившись на научной работе в Военмехе. Здесь же он много лет руководит студенческим конструкторским бюро, в котором в свое время занимался космонавт Сергей Крикалев. Много он работал и с Георгием Гречко. Два из четырех десятков изобретений Массарского очень пригодились нашим космонавтам при работе на орбите Земли: спектральный телескоп и портативная баня. Последняя изначально была создана Александром Самойловичем для подготовки самбистов к соревнованиям, но, как выяснилось, и в космосе оказалась очень нужна.
- Когда у меня появились публикации про эту баню, ко мне приехали врачи из Звездного городка и попросили помощи, - говорит Массарский. - Это было серьезной проблемой. Ведь в условиях невесомости вода образовывает капли и не смачивает кожу. Тогда мы доработали мою портативную баню, и таким образом появилась космическая баня, в которой космонавты могли мыться по-настоящему. Благодаря чему вода не образует капли? Это очень долго объяснять. Космическая баня была на "Салюте-6", "Салюте-7", на станции "Мир". У американцев ничего подобного не было. И пока они обтирались влажными салфетками, наши ребята по-настоящему мылись в бане. Но когда "Мир" утопили, моя баня и спектральный телескоп тоже легли на дно.
Анна КОСТРОВА
ШКОЛА КАСКАДЕРОВ МАССАРСКОГО
В кино юный Александр Массарский попал благодаря занятиям самбо. В 1948 году группу молодых спортсменов пригласили в массовку на съемки картины "Звезда". Ребята должны были сыграть солдат, сошедшихся в рукопашной. Для большинства из них эта роль стала первой и последней. Но для Массарского она стала стартом кинокарьеры.
- Я стал инженером-конструктором, чуть позже занялся тренерской работой, - вспоминает Александр Самойлович. - На съемки стали приглашать все чаще. Всюду требовались рукопашные бои, и тогда я своих учеников-самбистов втравил в это дело. Постепенно к нам примкнули спортсмены других специализаций - автомобилисты, фехтовальщики, конники.
Так сформировался отряд каскадеров-универсалов. Ребята друг у друга учились, и вскоре каждый прекрасно водил автомобиль, скакал на лошади, фехтовал, дрался, падал с высоты. Массарского с его воспитанниками наперебой приглашали все киностудии страны. Приезжая в новый город, Александр Самойлович приглашал местных спортсменов и за время съемок успевал их обучить каскадерскому мастерству. Ну а после отъезда ленинградцев там уже была своя более или менее работоспособная команда трюкачей. И как бы ни открещивался Массарский от этого титула, его все равно можно прямо назвать одним из основоположников советской каскадерской школы. Правда, до сих пор школы как таковой в этом ремесле нет. Младшие учатся у старших, новички у мастеров. И сейчас десятки учеников Массарского работают на многих киностудиях страны.
ОДНО ДРУГОМУ ПОМОГАЕТ
Именно в кино профессии Александра Самойловича слились воедино, и одно ремесло помогало совершенствованию в другом.
- То, что я спортсмен, - это понятно, - улыбается Массарский. - Профессия тренера и педагога помогала обучить актеров и каскадеров трюковым действиям. Профессия инженера позволяла мне создавать приспособления для безопасного выполнения трюков. С середины 50-х я занялся подводным плаванием, начал конструировать аппаратуру для подводных съемок. Благодаря этому меня стали приглашать уже как кинооператора на подводные съемки. Помимо того я снял ряд научно-популярных фильмов о спорте, о подводном мире, о работе ученых на коралловых рифах.
Количество художественных фильмов, в которых Массарский работал в качестве каскадера, дублера и режиссера-постановщика трюков, приближается к трем сотням. Судьба свела его с десятками известнейших режиссеров и актеров на фильмах "Белое солнце пустыни", "Человек-амфибия", "Стрелы Робин Гуда" и многих-многих других. За кого-то из актеров Александру Самойловичу приходилось гореть и прыгать из окна, кого-то учить драться на шпагах, а кому-то, кто настойчиво рвался сделать все сам, давать запрет на самостоятельное выполнение трюков. Но редким "везунчикам" все же удавалось сломить сопротивление Массарского. Поэт Евгений Евтушенко, приглашенный на роль Циолковского в картину "Взлет", в одном из эпизодов, где его герой случайно проваливается под лед, решил сам спуститься в прорубь.
- Я его пытался разубедить: "Ты хорошо плаваешь, но ты же будешь в одежде, валенках, шляпе, бороде наклеенной в ледяной воде!" - вспоминает Александр Самойлович. - Но он оказался очень настойчив. Я сидел под водой с камерой, а Евтушенко нырял ко мне. Без всяких аквалангов на протяжении многих дублей.
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ, В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ
Даже несмотря на то что перед съемками каждый трюк просчитывается до мельчайших деталей, риск несчастного случая находится бок о бок с каскадером.
- Снимали мы картину "34-й скорый", - вспоминает самый опасный момент в своей кинокарьере Александр Самойлович. - В ней актер Вячеслав Езепов играл спекулянта. Кто-то бросает его портфель с деньгами под горящий поезд, он прыгает за ним, опирается на какой-то рычаг, в результате чего поезд трогается с места. На деле же бросался под вагон я. Мы много раз этот трюк отрепетировали, я убедился, что успеваю выскочить из под движущегося вагона. Но мы репетировали днем, а снимать нужно было ночью. И вот собираюсь я выкатиться из-под вагона, а в глаза бьет ослепительный свет прожекторов камеры. И понимаю, что не вижу колес! Я, конечно, выскочил, но оказалось, что перед самым колесом, чудом под него не попав. Так что этот случай - моя недоработка, поскольку я не отрепетировал трюк ночью.
КОСМИЧЕСКАЯ БАНЯ
Сейчас на съемочной площадке Массарский появляется нечасто, сосредоточившись на научной работе в Военмехе. Здесь же он много лет руководит студенческим конструкторским бюро, в котором в свое время занимался космонавт Сергей Крикалев. Много он работал и с Георгием Гречко. Два из четырех десятков изобретений Массарского очень пригодились нашим космонавтам при работе на орбите Земли: спектральный телескоп и портативная баня. Последняя изначально была создана Александром Самойловичем для подготовки самбистов к соревнованиям, но, как выяснилось, и в космосе оказалась очень нужна.
- Когда у меня появились публикации про эту баню, ко мне приехали врачи из Звездного городка и попросили помощи, - говорит Массарский. - Это было серьезной проблемой. Ведь в условиях невесомости вода образовывает капли и не смачивает кожу. Тогда мы доработали мою портативную баню, и таким образом появилась космическая баня, в которой космонавты могли мыться по-настоящему. Благодаря чему вода не образует капли? Это очень долго объяснять. Космическая баня была на "Салюте-6", "Салюте-7", на станции "Мир". У американцев ничего подобного не было. И пока они обтирались влажными салфетками, наши ребята по-настоящему мылись в бане. Но когда "Мир" утопили, моя баня и спектральный телескоп тоже легли на дно.
Анна КОСТРОВА