Мнения и комментарии

Красавицы нашего кино

23 декабря

Российские актрисы Анастасия Вертинская и Наталья Фатеева принимают поздравления с юбилеями.

Так уж случилось, что их дни рождения находятся рядом. Правда, одна из них родилась лет этак на пять пораньше, что и сказалось на более раннем старте кинокарьеры. Но Анастасию Александровну и Наталью Николаевну сближает тот неповторимый шарм и обаяние, которые и превращают простую исполнительницу женской роли в звезду.

У Натальи Фатеевой путь в искусстве был не столь прямым, как у Вертинской. Землячка Гурченко, она поначалу осваивала азы профессии на украинской земле и только потом перебралась в Москву, где стала выпускницей курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Дебют случился в фильме «Случай на шахте восемь» в 23 года. Красавицу с голубыми глазами заметил режиссёр Владимир Басов – и далее случилась уже «Битва в пути». А затем настал черёд знаменитой «пляжной» комедии «Три плюс два», в которой Фатеева сыграла укротительницу тигров на отдыхе. Вообще-то лето всегда было ей очень к лицу. А когда в советско-румынском музыкальном фильме «Песни моря» вся страна увидела обнажённую спину Натальи Фатеевой, то стало ясно, что от образа звезды ей уже никуда не деться.

При этом она не раз, если предоставлялась возможность, блистала не только стройностью фигуры и красотой, но и лирико-драматическими способностями. Так было в драме «Здравствуй, это я!», так случилось с её Ириной Соболевской в сериале «Место встречи изменить нельзя». А уж когда Эмиль Лотяну попросил её появиться в «Анне Павловой» в облике царицы русского балета Матильды Кшесинской, то это уже точно было появление звезды экстра-класса. К сожалению, подобных ролей на пути Натальи Фатеевой встречалось не так много. И, быть может, именно это заставило её сделать попытку уйти в политику. Попытка не очень удалась, но мы все запомнили растерянное лицо Фатеевой во время «Встречи политического Нового года в Кремле» 12 декабря 1993 года, когда Жириновский триумфально расхаживал по залу. И это была одна из самых драматических ролей знаменитой актрисы.

У Анастасии Вертинской судьба складывалась чуть прямолинейнее, но вполне витиевато, в духе её неземной красоты и невероятного чувства стиля. Дочка великого Александра Вертинского, она доказала, что генетика права и природа не оставляет без внимания детей талантов. В 17 лет она уже стала экранной Ассолью, а в 19 – шекспировской Офелией в экранизации Козинцевым «Гамлета». На её счету много свершений и ярких явлений, причём не только в кино и на телеэкране, но и на сцене. До сих пор не могу забыть, как она была невероятно красива в «Тартюфе» во МХАТе середины 1980-х. А ещё были у актрисы роли в трагикомедии Георгия Данелии «Не горюй!», в «Анне Карениной» Александра Зархи, в «Оводе» Николая Мащенко. И уж, конечно, мы всегда наслаждались и будем наслаждаться тем, как Анастасия Александровна хороша в «Безымянной звезде».

Другие подвиги Вертинской – создание благотворительного фонда русских актёров и активная преподавательская деятельность за рубежом. А ещё – создание спектакля о собственном отце – «Мираж, или Дорога русского Пьеро».

Его дочка оказалась не только романтичной, но ещё и уверенной в себе личностью, которая не боялась экспериментировать даже в жанре эротического триллера («Жажда страсти»). Но, пожалуй, одно из её свершений до сих пор не оценено по достоинству – Анастасия Вертинская двадцать лет назад стала первой кино-Маргаритой в версии булгаковского романа, вышедшей из-под режиссёрской длани Юрия Кары. Особенно очевидно соответствие человеческого, женского и актёрского дара Вертинской образу самой загадочной «ведьмы» отечественной словесности в сравнении с последующими попытками его интерпретации.

Таковы они, наши кинокрасавицы и кинобогини, которые доказали, что и в своём отечестве могут зажигаться звёзды. И это нужно в первую очередь нам, зрителям.


Сергей Ильченко, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.44
0.73 (0.71%)
Курс Евро
106.25
1.394 (1.31%)
Погода
Сегодня,
15 января
среда
-4
Облачно
16 января
четверг
+2
17 января
пятница
+1
Слабый дождь