Экономика

Крепок ли дом, который построил Гатчинский ДСК?

15 января

Опубликованное в «НВ» месяц назад интервью с генеральным директором строительной компании «Маяк» Дмитрием Астафьевым вызвало неожиданный резонанс как в строительных кругах – ведь все знают, что эта компания «в опале» у строительного блока Смольного, – так и среди дольщиков жилого комплекса «Приморский Маяк», которые опасаются за судьбу своих будущих квартир. Поэтому мы решили вернуться к этой теме – и не только ради дольщиков.

Проблемных строек в городе очень много. Но все недостроенные дома окутаны плотной завесой тумана. Вопросы с ними решаются (или не решаются) за спинами дольщиков и зачастую отнюдь не в их интересах. Примеры? Пожалуйста. Купчино, угол улиц Димитрова и Малой Балканской, огромный жилой комплекс, который начинала строить компания «Источник Строй». Как эта фирма, которая уже много раз обманывала людей, получила очередное пятно под застройку и разрешение собирать деньги – вопрос не к нам, а к тем, кто контролирует строительную отрасль. Сейчас руководство «Источник Строя», по сведениям обманутых дольщиков, в бегах. Но людям не дают достроить дом даже своими силами – не регистрируют ЖСК, навязывают в качестве подрядчика определенную фирму… И при этом ничего не объясняют – где деньги, что делать.

Руководитель «Маяка» Дмитрий Астафьев едва ли не первым в городе нарушил заговор молчания и решил открыто вынести строительные проблемы и претензии на суд общественности. Напомним суть конфликта, который привел к задержке строительства. По словам Дмитрия Астафьева, его компанию подвел подрядчик – не какой-нибудь мелкий, а знаменитый Гатчинский ДСК, имя которого еще с советских времен считалось брендом. Такой подрядчик по определению не нуждается в ежедневном контроле. Между тем, взявшись за возведение «Приморского Маяка», Гатчинский ДСК, по мнению Астафьева, к слову – профессора и доктора технических наук, допустил грубейший брак, который угрожает безопасности всего дома. Коробку жилого дома нужно или сносить и строить заново, или капитально ремонтировать. Разные экспертизы дали разные заключения. Строительный блок Смольного (в котором немало выходцев из группы ЛСР, а эта группа сейчас владеет и Гатчинским комбинатом) считает, что в доме имеются лишь недоделки. Дмитрий Астафьев настаивает, что брак был очень серьезным и он до сих пор не устранен.

«НВ» решило предоставить слово обеим сторонам.

«Мы слишком доверились подрядчикам»

Дмитрий Астафьев, руководитель компании «Маяк»:
– Принимая во внимание накалившуюся ситуацию вокруг жилого дома «Приморский Маяк», считаю необходимым сообщить следующее. Как известно, этот дом по вине Гатчинского домостроительного комбината построен с грубыми нарушениями строительных норм и правил. Перечень дефектов указан в двух томах технического заключения, выполненного Фондом поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по СЗФО России по заказу Управления государственной вневедомственной экспертизы.

Сейчас из всего перечня дефектов, подлежащих устранению, Гатчинский ДСК устранил только один пункт – переварил сварные швы.

Кто же должен ответить за годичный срыв срока строительства? Заказчик-застройщик не виноват – это доказала экспертиза. На данный момент виновники – Гатчинский ДСК и Строительный трест № 20. В нашем городе уже были аварии панельных домов. Многим памятна произошедшая еще в советское время авария 14-этажного панельного дома серии ЛГ-600 (в народе их называют «корабли»), на проспекте Художников, хотя о ней тогда и не писали. Структура этих домов аналогична структуре домов Гатчинского ДСК. Они отличаются друг от друга только наружными стеновыми панелями. У «корабля» это мелкие блоки, а внутренние несущие стены абсолютно такие же. Эти дома одинаковые. В доме на проспекте Художников несущие стены первых семи этажей были 16 сантиметров, а семи последних этажей – 14 сантиметров. Этот дом рухнул! Главный инженер ДСК-3 покончил с собой. 14-этажный дом рухнул, потому что несущие 16-сантиметровые стены не выдержали нагрузки. У нас дом – 18-этажный! Гатчинский ДСК, отступив от проекта, утвержденного экспертизой, сделал стены 16 сантиметров вместо 18.

Неужели нам нужно повторение аварии?!

После того, как рухнул дом на проспекте Художников, в городе были усилены 60 таких же домов серии ЛГ-600. Усиливали их путем увеличения толщины стен до 21 сантиметра. Возникает вопрос: господа, вы хотите жить в доме, аналогичном тому, который рухнул в 14-этажном исполнении? Если 14-этажный дом не выдержал веса при стенах в 16 сантиметров, выдержит ли 18-этажный?

Мы приносим вам извинения за наших подрядчиков и за то, что слишком им доверились. Но ни одному здравомыслящему человеку не могло прийти в голову, что 18-этажный дом можно сделать вообще без рабочей арматуры в несущих стенах! На этом они «сэкономили» примерно 1500 тонн железа почти на 30 миллионов рублей!

Мы оплачивали ГОСТовский дом – железобетонный! По сути, выходит, что эти деньги украдены у нас и у дольщиков!

Возникает вопрос – а могли мы это отследить при строительстве? Нет. На панели стоит штамп ОТК Гатчинского ДСК. Неужели надо было долбить панели и искать там арматуру? То есть шел заведомый заводской брак. Еще раз повторяю – на сегодняшний день этот дом опасен для проживания! Руководители ГДСК сами письменно признали, что дом подлежит разборке – даже не дожидаясь судебной экспертизы!
Но сейчас они сменили позицию. Думаю, что Гатчинский ДСК специально затягивает процесс устранения брака, игнорируя предписание службы Госстройнадзора завершить строительство жилого дома, параллельно устраняя весь брак. Делается это для того, чтобы посеять волнения дольщиков и под их давлением опорочить и сменить застройщика.

Кто заинтересован в продолжении строительства? Застройщик и дольщики. Именно по этой причине нами было подписано мировое соглашение. Еще в мае нами был подан иск в Арбитражный суд о возмещении ущерба и разборке дома. Судебные тяжбы могут идти годами, и стройка была бы заморожена. А поскольку мировое соглашение предоставляло шанс достроить дом, мы на него пошли. Однако ни Гатчинский ДСК, ни Строительный трест № 20 не собираются его выполнять. По сути, нас в очередной раз обманули, а вместе с нами обманули и вас.

На сегодняшний момент мы выплатили Гатчинскому ДСК 30 миллионов рублей за работу, которая стоит не более пяти с половиной миллионов. Получается, что они устраняют свой брак за наш счет и еще прибыль получают.

Господа дольщики! Вы собираетесь митинговать. В таком случае, ваш митинг следовало бы перенести к офису группы ЛСР, поскольку только в ее власти заставить Гатчинский ДСК в срочном порядке устранить весь брак или выплатить материальную компенсацию как дольщикам, так и застройщику.

«Компания «Маяк» пытается переложить вину на других»

Роман Филимонов, вице-губернатор Петербурга:
– По данному объекту еще летом этого года была проведена экспертиза под контролем Службы госстройнадзора и экспертизы. Предположение об аварийном состоянии дома не подтвердилось. Обследование проводила специализированная организация – НО «Фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по СЗФО России. В результате было установлено, что в ходе строительства были допущены некоторые нарушения, которые возможно исправить в рабочем порядке, аварийное состояние этого объекта отсутствует. Застройщик был ознакомлен с результатами экспертизы. Всем участникам строительства этого дома было рекомендовано разработать совместный график работ по устранению выявленных замечаний. На сегодня все допущенные отступления от проекта генподрядчиком устранены. На мой взгляд, компания «Маяк» проводит недобросовестную финансовую политику и пытается переложить вину за деструктивную работу на объекте на другие организации. В январе будет рассмотрен вопрос о расторжении инвестиционного договора с компанией «Маяк». Мы исчерпали все меры воздействия на застройщика, поэтому дальше предполагаем достраивать без него с условием сохранения прав участников строительства.

от редакции

Позиция Дмитрия Астафьева ясна и аргументирована. Он считает, что дом с более тонкими, чем по проекту, стенами, к тому же лишенными арматуры, опасен и может развалиться. Позиция вице-губернатора Романа Филимонова менее понятна. Он аккуратно называет тонкие хрупкие стены «некоторыми нарушениями», но вину возлагает не на подрядчика, а на заказчика и готов пойти на крайнюю меру – расторжение инвестиционного договора. Хотя другие строительные компании, у которых задержки строительства куда более продолжительные, чем у «Маяка», без проблем получают разрешение на «заморозку» своих объектов на годы вперед. Возможно, потому, что предпочитают не выносить сор из избы.

А вчера поступила информация, что «Маяк» принял решение вообще отказаться от услуг ГДСК и достроить «Приморский Маяк» своими силами по новой технологии. Дом станет монолитным, что, по словам руководства компании, гарантирует его надежность и безопасность.

Марина Володина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь