Кто тебя выдумал?
«НВ» представляет пять петербургских зданий, имеющих причудливую форму
Петербург полон не только шедевров исторической архитектуры. Если побродить по его улицам, можно найти дома совершенно фантастической формы. Скажем, знаменитый дом-утюг на углу Садовой улицы и набережной реки Фонтанки, под острым углом разрезающий пространство. «НВ» обнаружило и другие примеры забавных зданий, которые порой спрятаны от глаз петербуржцев и гостей города.
Хотели волну, а вышла змея
В 1960-х годах западная граница Петербурга подошла к реке Сосновке. Последний проезд назвали улицей Переднего Края (ныне улица Пионерстроя) – в честь переднего края обороны Ленинграда. Застройка улицы и берегов Сосновки, превращённой в ожерелье прудов, началась в начале 1970-х годов. Планировщикам предстояло расположить между водоёмами дома-«корабли».
Архитектор Наум Матусевич предложил революционное решение: выполнить из «кораблей» рисунок, напоминающий то ли змею, то ли вопросительный знак в обратную сторону. Он преследовал цель доказать, что средствами массового индустриального домостроения тоже можно добиться архитектурной выразительности. На основе серии Автовского ДСК 1-ЛГ-600 была разработана система блок-секций различной конфигурации: прямые, поворотные, угловые и «трилистники».
Сдали объект в 1973 году. На самом деле дом-змея состоит из пяти зданий, разделённых проездами: вдоль улицы Чекистов расположились «трилистники», а вдоль железной дороги на ЛЭМЗ – «корабли». В одном из дворов поместили фонтан (он, правда, сейчас не работает).
Создатели вспоминают, что не удалось выполнить запланированное цветовое решение. Фасады должны были иметь «волну» с переходами тонов в тёплой коричнево-бежевой гамме. Однако городские начальники сделать этого не дали, и дома раскрасили, как и все «корабли».
Углов нет!
Сейчас в Петербурге время закрытых дворов, а потому они притягивают к себе ещё больше внимания истинных ценителей городской архитектуры. Счастливчикам, узнавшим код на арочных воротах, удаётся попасть к уникальному круглому дому, расположенному на Семёновской площади.
Сама эта площадь полукруглая, в народе именуется «половинкой ватрушки». Она была сформирована в конце XVIII – начале XIX века с помощью трёхэтажных домов – казарм местных войск (восточная четверть) и жилого дома Устинова (западная четверть). Круглый флигель относится к последнему.
Этот флигель был построен в 1822 году. Его автор – архитектор Иосиф Шарлемань. Домик имеет круглый внутренний двор. Сейчас он закрыт ещё одними воротами в арках, но внутри жители паркуют машины.
Сегодня дом Устинова – как лицевой полуциркульный флигель на площади, так и «кольцо» во дворе – является федеральным памятником архитектуры.
То ли электрочайник, то ли унитаз
Активная застройка бывшей части Малоохтинского парка, включавшего в себя стадион, ведётся больше десяти лет. Там выросли жилые дома и офисы. Наиболее высоким объектом является бизнес-центр «Санкт-Петербург плаза» на Малоохтинском проспекте, 64.
Проект комплекса разработали архитекторы Евгений Герасимов и Сергей Чобан. В качестве доминанты они выполнили полностью остеклённую высотку в необычной форме. Она напоминает наблюдателям то ли электрический чайник, то ли пьедестал раковины. А кто-то и вовсе бросает в неё неодобрительное слово «унитаз».
Правда, 86-метровая 21-этажка впоследствии оказалась существенно закрыта с трёх сторон новыми зданиями бизнес-комплекса. Они в два раза ниже, но этого хватает для того, чтобы с Малоохтинского проспекта не увидеть ни одной точки, с которой можно было бы рассмотреть стеклянный электрочайник в полный рост.
Кстати, сейчас достраивается ещё одна высотка, похожая на первую, но чуть ниже. Она расположится позади.
Кто-кто в теремочке живёт
Деревянными домами в центре Петербурга можно удивить даже его жителей. Все они нынче числятся памятниками архитектуры. А вот домик на улице Ломоносова рядом с главным офисом Центробанка в Петербурге никак не охраняется. По нынешним меркам он интересен разве только краеведам. «НВ» узнало историю появления необычного маленького здания.
Его сразу после войны построил Игнатий Малахович Ерофеев, дед петербургского краеведа и топонимиста Алексея Ерофеева. Здание было нужно Институту холодильной промышленности, на территории которого оно появилось.
– Домик раньше был зелёный. В нём стояли мётлы, лопаты. Была такая дворницкая. Ещё крылечко было. Вокруг Игнатий Малахович посадил несколько тополей, – рассказал Алексей Ерофеев.
Затем внутри организовали пост охраны. А теперь избушка пустует.
Ваш дом – кирпич!
В 2012 году был полностью разрушен Речной вокзал, главной доминантой которого служила 15-этажная гостиница «Речная». Взамен компания «Мегалит» получила разрешение на возведение тут 23-этажки. Причём девелопер, разумеется, решил по максимуму использовать возможности участка, а потом архитектор Евгений Герасимов спроектировал прямоугольную коробку во всю высоту.
Казалось, что здесь вырастет обычный «спальный» дом, не представляющий никакого интереса. Но в итоге была спроектирована гигантская кирпичная кладка! Каждый «кирпич» имеет высоту четыре этажа, длину – десять окон. Цвет массивного «стройматериала» весьма традиционный – белый, похожий на силикатный, бежевый и тёмно-коричный, используемый в основном для облицовки.
К настоящему времени объект почти достроен, вскоре ожидается ввод его в эксплуатацию. Но уже видно, что жилой дом очень сильно повлиял на панораму набережной Невы, который встал огромным «кирпичом» на проспекте Обуховской Обороны и вылез над деревьями парка «Куракина дача».
Владислав Воробьёв. Фото Дмитрия Ратникова