Взгляд

Кто вы, новые русские женщины?

10 мартa

Как отыскать типическое в наших молодых современницах? Недавно вышедший сборник «Русские женщины» выставляет прекрасную половину нашего народа сильными и неустрашимыми, готовыми сопротивляться всем жестокостям и нелепостям нашего мира.

«Женщина по фамилии Голикова» Владимира Богомякова уже поселилась в дивном новом мире, «где произошло самое главное – исчез страх»: здесь она мчится на квадроцикле, стреляет из снайперской винтовки… Речь идёт о компьютерных играх.

У Алексея Евдокимова девчонок из бывшего Советского Союза постперестроечный тайфун забрасывает то в Ирландию, то в Китай, где их дурачат и обдирают как липок, где они убеждаются, «что справедливость – пустой звук и что в жизни главное – быстро соображать, чтобы не дать себя отыметь». При этом всё оборачивается компьютерной разводкой.

«Это не сыр» Павла Крусанова тоже современен до боли – экстравагантные девушки прежде не имели таких возможностей ни в мире материи, ни в сфере духа: «Варя организовывала продажу русских книг во Франции, работала переводчиком русского Красного Креста в Мали, с группой французских киношников, тоже в качестве переводчика, обследовала Байкал – те снимали фильм о природных феноменах, – сезон или два работала детским горнолыжным инструктором в Хибинах. И всё это – словно бы между прочим, мельком, ненадолго». Нарастающее безумие героини не обесценивает её вдохновенный монолог: «Можно сказать – идёт война. Состязание грёз, война соблазнов – ни горячая, ни холодная, ни на жизнь, ни на смерть – война на очарование». Так что теперь, когда меня станут упрекать, что я слишком часто ищу в основе социальных бурь столкновение грёз, я всегда буду ссылаться на крусановскую Варю. Ибо чего хочет женщина, того хочет бог. Возможно, именно этого он и хочет – чтобы она сама не знала, чего хочет.

Полина из «Станции Крайней» Вадима Левенталя с её подругой – девушки тоже не тургеневские. Великанша Полина, словно сорвавшаяся с цепи, отплясывает в гигантской парилке амстердамского клуба; некоторые девочки прыгают осторожно, чтобы не слетели накладные груди, нашим же, доподлинным русским девушкам, бояться нечего, они закидываются ещё и таблетками. Вавилонское столпо-творение описано очень колоритно и, похоже, со знанием дела – теперь уже очернители не смогут нас упрекнуть, что русские женщины отстали от прогресса! Даже классическая базарная баба-попутчица Валерия Попова выражается о женихе дочери в новом вкусе: «Теперь по гроб жизни будет там виноград собирать, в бараке жить. А рыпнется…», «Зачем нам их мафия? У нас своя…»

Поэтика обыденности у русских женщин сегодня, похоже, не в чести – самые жёсткие рассказы в далеко не мягком сборнике принадлежат женщинам. Героиня рассказа Марии Панкевич «Петруха», собираясь в тюрьму сразу после убийства соседа-любовника, прихватила даже шторку для душа, которой можно будет занавесить «сан-угол». «14 часов 88 минут» Натальи Романовой рисуют на первый взгляд классическую шпалоукладчицу в ватных штанах, заправленных в боты сорок четвёртого размера, однако она уличная художница. Дома у неё валяется в памперсах ничего не соображающая бабка и сидит за своим шедевром горный Левша – Аблез, сумевший изготовить гиперреалистическую миникопию ленинградского сортира времён социализма (Илья Кабаков отдыхает). И эта идиллия тянулась бы вечно, если бы Аблез не вздумал изменять Валентине с осликом из зоопарка.

…Впечатляет? Притом всё отлично написано и густо сдобрено чёрным перцем чёрного юмора. Немудрено, что наши читательницы предпочитают либо чистую мелодраму, либо такую чернуху, в которую не веришь. А тут каждый рассказ так достоверен, что усомниться невозможно.

Но что же заставляет настоящих писателей так зорко вглядываться и так впечатляюще точно изображать столь жуткие стороны реальности, если назначение искусства заключается в том, чтобы защищать нас от этой жути? «Русские женщины» убеждают читателя: как ни огромна жестокость и нелепость мира, сила человеческого – и прежде всего женского – сопротивления тоже огромна, и новые русские женщины – что-что, но все до одной неустрашимы.

 

Александр Мелихов, писатель, заместитель главного редактора журнала «Нева»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно