Экономика

Ледниковый период или просто заморозки?

25 октября
Крупнейшие строительные проекты Петербурга еще не заморожены, но уже покрылись корочкой льда. Вызванный кризисом процесс ревизии «строек века» имеет помимо очевидных минусов и не столь заметные плюсы. Часть горожан вздохнут с облегчением – им эти проекты как нож острый, а бюджет в перспективе сможет сэкономить на них миллиарды долларов.
На прошедшем на днях совещании городской администрации со строителями вице-губернатор Александр Вахмистров осторожно намекнул, что ряд мегапроектов может быть приостановлен. В официальный список попали «Надземный экспресс» и «Новая Голландия». Неофициально, но вполне определенно говорится о частичной заморозке Орловского тоннеля и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Есть вполне достоверная информация, что под вопросом строительство Юго-Западной ТЭЦ, строительство новых жилых районов в Юнтолово, «Северной долины» (ведет проект «Главстрой СПб» – дочерняя компания «Базэла» Олега Дерипаски).
Насчет еще двух проектов – нового стадиона на Крестовском и второй сцены Мариинского театра – тот же Александр Вахмистров заверил, что они будут реализованы в срок. Для чего он это сказал – совершенно непонятно. Потому что по обеим стройкам сроки уже сорваны (их планировалось завершить в 2009 году, что полностью нереально). Что касается денег, то на стадион их пока нет – «Газпром» так и не ответил на просьбу города взять на себя половину расходов по новой, выросшей в четыре раза смете. На «Мариинку-2» бюджетные средства есть в пределах первоначальной сметы, в которую строители, скорее всего, не уложатся. А новую они не представили, потому что на данный момент вообще нет никакого проекта здания театра: старый забракован, новый не создан.
Подчеркнем, что официально город не отказывается ни от одного проекта и даже о переносе их на будущее не говорит. Но фактически заморозка идет полным ходом. Выглядит это как усиленная работа над документацией, по причине несовершенства которой практические работы могут быть отложены на неопределенный срок. Чем это грозит городу и какие в ситуации плюсы?
«Надземный экспресс». Линия скоростного трамвая на эстакадах призвана решить транспортную проблему южных районов города. С одной стороны, она нужна жителям, с другой – вызывает массовые протесты тех, кто живет на улицах, по которым на уровне третьих этажей полетит этот трамвай. А с третьей – строительство через половину города эстакад экспресса вызовет трудно представимый транспортный коллапс. И те улицы, где планируется поставить эстакаду, и многие прилегающие будут неизбежно перекрыты, да еще, как водится, с запасом. На несколько лет единственным видом транспорта, на который вынуждены будут перейти и владельцы машин, останется метро.
«Новая Голландия». Проект для города достаточно опасный. Один из нетронутых уголков Петербурга должен превратиться в коммерческий центр. По первоначальным планам главные достопримечательности острова должны сохраниться. Но, как принято, проект вдруг резко подорожал – с 325 до 800 миллионов долларов. И это неизбежно вынудит инвестора – известного бизнесмена Шалву Чигиринского – увеличить долю коммерческой застройки в ущерб истории и архитектуре. Притом что проект лорда Фостера и сейчас не назовешь бережным.
«Западный скоростной диаметр». Эта дорога крайне нужна городу, потому что ни одной нормальной сквозной трассы Петербург не имеет. И, пока ее не будет, начинать другие транспортные проекты вроде «Надземного экспресса» самоубийству подобно. Разумеется, стройка вызывает протесты части жителей, особенно Василеостровского района, но проблема не в них, а в астрономической смете. Когда-то ЗСД оценивали в какие-то 2–3 миллиарда долларов. Сейчас уже почти в 10 миллиардов. И это еще не окончательные цифры – без точных расчетов стоимости расселения жилых домов в зоне строительства, с весьма приблизительными оценками стоимости морской эстакадной части.
«Юго-Западная ТЭЦ». Новая станция должна создать запас энергетических мощностей для развития этой части города, а в ближайшее время – обеспечить теплом и светом «Балтийскую жемчужину». По сведениям информагентств, группа «Синтез» сейчас ищет соинвестора для продолжения строительства, но свободных денег на рынке сейчас нет.
«Орловский тоннель». Новые переправы через Неву жизненно необходимы. Тоннель должен был заработать уже в 2009 году. Однако сроки начала работ упустили из-за споров, где делать выход на правом берегу (после пары шумных митингов точку выхода перенесли с плановой Апрельской улицы в совершенно другое, неудобное место). Затем началась бумажная волокита. Первоначальная смета выросла в три раза. На месте стройки не вынута ни одна лопата земли.
«Юнтолово», «Северная долина». На этих крупных участках «Главстрой СПб» пока ведет только подготовительные работы. Они в любой момент могут быть остановлены – до улучшения финансовой ситуации.
Новый стадион на Крестовском острове, «Мариинка-2». О финансовых проблемах на этих объектах уже сказано. Со стадионом ситуация критическая: если его не будет в срок, «Зенит» может вылететь из турниров, проводимых УЕФА. На «Мариинке-2» дело не в сроках (хотя старая сцена давно уже нуждается в капитальном ремонте) – некрасивая ситуация складывается с проектированием. Победивший проект Доминика Перро сначала был пересмотрен, сейчас целиком отвергнут. Если объявлять новый международный конкурс – не обобраться будет пересудов, мол, Россия сначала приглашает архитекторов с мировым именем, а затем выгоняет их. А без хорошего конкурса вряд ли удастся получить достойный проект.
Список проблемных проектов, которым также грозит легкое оледенение, можно дополнить Апраксиным Двором (его концепция пересматривается), намывом на Васильевском острове – проект очень дорог.
Итак, минусы нынешней ситуации в следующем: отсрочки по ЗСД и Орловскому тоннелю консервируют ситуацию с хроническими пробками в Петербурге, задержки по стадиону и «Мариинке-2» негативно влияют на международный имидж Петербурга. По остальным проектам изменение сроков не так критично.
Есть и плюсы. Первый – в необходимости пересмотра невероятно раздутых смет, которые составлялись в расчете на деньги из федерального Инвестфонда, растущие доходы федерального и петербургского бюджетов, а также на продолжение потребительского бума. Если сметы выросли в три-четыре раза, они могут быть раза в два и уменьшены. Второй плюс – изменение очередности проектов. Городу нужны сначала новые дороги, а уж потом – проекты, связанные с их перекрытием. И третий – есть повод и возможность вернуться к обсуждению спорных проектов: какими быть новой Мариинке, Новой Голландии, новому району на намыве и т. д.


прямая речь


Андрей Козырев, технический директор ОАО «Надземный экспресс»:
– У нас в настоящий момент нет никаких сведений о приостановлении проекта «Надземный экспресс». Нашей организации об этом объявлено не было. И пока вице-губернатор Александр Вахмистров не вернулся из командировки – мы не можем узнать у него, что же он имел в виду. Сейчас наша деятельность ведется в прежнем режиме. Только две недели назад губернатор Валентина Матвиенко подписала новое постановление правительства об изменении конкурсной документации. На следующей неделе приезжают все участники конкурса – все, кто прошел предквалификацию, – с тем, чтобы обсуждать эту документацию, то есть мы двигаемся вперед, а не стоим на месте. Мы ждем представителей пяти зарубежных консорциумов, в каждом из которых задействовано четыре-пять различных компаний с участием российских представителей. Конечно, физически пока работы не начаты, ведутся конкурсные процедуры, но их и не собирались начинать так рано. Подача заявок должна произойти в январе 2009 года, конкурс тоже должен состояться в начале следующего года.

Сергей Сусин, менеджер проекта реконструкции комплекса «Новая Голландия»:
– В некоторых сообщениях, опубликованных в интернете, указывалось, что на совещании по проблемам строительства говорилось о грядущих видоизменениях проекта. Это ложная информация. Проектные работы закончены. А вот что касается сроков его выполнения – действительно, речь шла о том, что они могут продлиться. На какой срок – конкретно определено не было, поскольку все зависит от кризисной ситуации. Сейчас у всех проблемы с деньгами. Предполагаем, что строители такой задержкой будут недовольны. Мы с продлением сроков завершения проекта полностью согласны, более того, сами просили их перенести с 2010 на 2012 год. Деньги предстоит в его воплощение вложить немалые – стоимость проекта увеличилась с 320 миллионов долларов (так он был оценен в 2005 году) до более 800 миллионов долларов. Нам приятно, что городские власти с пониманием относятся к инвестору. Практические работы сейчас ведутся полным ходом. Внутренние работы пока не начаты, поскольку предстоит демонтировать лишние конструкции советской постройки, которые были устроены квартирующими там в свое время военными.

Марина Володина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно
28 апреля
воскресенье
+11
Слабый дождь