Мнения и комментарии

Лермонтов здесь больше не живёт

24 октября

Пока ехал после работы на метро, пока шёл по Сенной площади, и мысли не возникало пройтись до дома Лермонтова. Хотелось быстрее добраться до своего. Но неожиданно для себя пропустил поворот на улицу Римского-Корсакова и двинулся дальше по Садовой. Зачем изменил ежедневный маршрут – сам сначала вроде бы и не понял. Но тут же, впрочем, нашлось и объяснение – был вечер 15 октября. Со дня рождения поэта, любимого с отрочества, прошло 200 лет.

Дошёл до дома № 61 и сразу же пожалел, что поддался импульсивному порыву. Знал ведь, что ничего хорошего здесь не увижу. Живу рядом и чуть ли не каждый день пробегаю мимо «мемориального» здания, нынешний вид которого не вызывает никаких других чувств, кроме тоскливого недоумения. Выцветший, побитый временем и питерской погодой фасад прикрыт зелёной строительной сеткой – грязной, скучной… Сквозь неё виднеется дубликат мемориальной доски, установленной градозащитниками. В ячейки строительной сетки просунуто несколько увядших гвоздик. Участок двора, который можно увидеть с улицы, завален обломками асфальта, мусором… Обветшалость и разруха. Какие уж тут возвышенные, юбилейные мысли?! Прежде всего приходят мысли о нашем равнодушии и беспамятстве.

Этот доходный трёхэтажный дом был построен в начале позапрошлого века. Сначала он принадлежал княгине Шаховской, потом купцу Чугрееву. Михаил Лермонтов жил здесь в 1836–1837 годах. Здесь написал стихотворение «Смерть поэта», отсюда отправился в ссылку на Кавказ. В конце XIX века к дому пристроили четвёртый этаж, в начале ХХ – пятый. Квартиры в нём арендовали чиновники, купцы, офицеры, другой служилый народ – представители тогдашнего среднего класса. В советские времена квартиры преобразовались в коммуналки. Квартиру, в которой жил в своё время поручик Лермонтов, разделили на две. В 1962 году на фасад дома установили мемориальную доску работы скульптора Дадыкина. В конце восьмидесятых, ходили такие слухи, дом посещали музейные работники – что-то прикидывали, измеряли. Вроде бы велись разговоры об открытии некоей экспозиции. Наступили девяностые, и о разговорах этих никто уже не вспоминал.

В 1994 году дом Лермонтова был признан объектом культурного наследия. И ничего не изменилось. Ничего! Он продолжал ветшать, разрушаться. Объявились новые жильцы – выходцы из среднеазиатских республик, с Кавказа. Как я понимаю, их многолетнее (!) проживание в доме было, деликатно говоря, не совсем легальным. Их расселяли долго, трудно – и удалось это сделать только к концу нулевых годов. А в середине нулевых от греха подальше сняли мемориальную доску и передали её на хранение в Музей городской скульптуры. Фасад находился в таком состоянии, что доска могла просто-напросто рухнуть на землю – собирай тогда осколки… В 2009 году дом передали одной из петербургских компаний. Но вскоре договор с ней был расторгнут – компания не выполнила инвестиционных условий и якобы намеренно доводила здание до полного разрушения. Дом признали аварийным и подлежащим реконструкции.

Два с лишним года назад дом № 61 был передан ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр». Предполагается, что он будет переоборудован под гостиницу «для размещения приглашённых исполнителей, постановщиков, гостей театра из других городов». Театр также обязали «предусмотреть в месте проживания М.Ю. Лермонтова культурно-мемориальную зону памяти поэта площадью до 50 кв. м».

Да… Музея-квартиры поэта на этих квадратных метрах не создашь. В своё время поручик Лермонтов арендовал у княгини Шаховской большую площадь. Впрочем, хотя бы это получить. История дома за прошедшие два десятка лет не внушает особого оптимизма насчёт его будущего.


Сергей Дружинин, редактор отдела «Общество»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно