Лермонтов здесь больше не живёт
Пока ехал после работы на метро, пока шёл по Сенной площади, и мысли не возникало пройтись до дома Лермонтова. Хотелось быстрее добраться до своего. Но неожиданно для себя пропустил поворот на улицу Римского-Корсакова и двинулся дальше по Садовой. Зачем изменил ежедневный маршрут – сам сначала вроде бы и не понял. Но тут же, впрочем, нашлось и объяснение – был вечер 15 октября. Со дня рождения поэта, любимого с отрочества, прошло 200 лет.
Дошёл до дома № 61 и сразу же пожалел, что поддался импульсивному порыву. Знал ведь, что ничего хорошего здесь не увижу. Живу рядом и чуть ли не каждый день пробегаю мимо «мемориального» здания, нынешний вид которого не вызывает никаких других чувств, кроме тоскливого недоумения. Выцветший, побитый временем и питерской погодой фасад прикрыт зелёной строительной сеткой – грязной, скучной… Сквозь неё виднеется дубликат мемориальной доски, установленной градозащитниками. В ячейки строительной сетки просунуто несколько увядших гвоздик. Участок двора, который можно увидеть с улицы, завален обломками асфальта, мусором… Обветшалость и разруха. Какие уж тут возвышенные, юбилейные мысли?! Прежде всего приходят мысли о нашем равнодушии и беспамятстве.
Этот доходный трёхэтажный дом был построен в начале позапрошлого века. Сначала он принадлежал княгине Шаховской, потом купцу Чугрееву. Михаил Лермонтов жил здесь в 1836–1837 годах. Здесь написал стихотворение «Смерть поэта», отсюда отправился в ссылку на Кавказ. В конце XIX века к дому пристроили четвёртый этаж, в начале ХХ – пятый. Квартиры в нём арендовали чиновники, купцы, офицеры, другой служилый народ – представители тогдашнего среднего класса. В советские времена квартиры преобразовались в коммуналки. Квартиру, в которой жил в своё время поручик Лермонтов, разделили на две. В 1962 году на фасад дома установили мемориальную доску работы скульптора Дадыкина. В конце восьмидесятых, ходили такие слухи, дом посещали музейные работники – что-то прикидывали, измеряли. Вроде бы велись разговоры об открытии некоей экспозиции. Наступили девяностые, и о разговорах этих никто уже не вспоминал.
В 1994 году дом Лермонтова был признан объектом культурного наследия. И ничего не изменилось. Ничего! Он продолжал ветшать, разрушаться. Объявились новые жильцы – выходцы из среднеазиатских республик, с Кавказа. Как я понимаю, их многолетнее (!) проживание в доме было, деликатно говоря, не совсем легальным. Их расселяли долго, трудно – и удалось это сделать только к концу нулевых годов. А в середине нулевых от греха подальше сняли мемориальную доску и передали её на хранение в Музей городской скульптуры. Фасад находился в таком состоянии, что доска могла просто-напросто рухнуть на землю – собирай тогда осколки… В 2009 году дом передали одной из петербургских компаний. Но вскоре договор с ней был расторгнут – компания не выполнила инвестиционных условий и якобы намеренно доводила здание до полного разрушения. Дом признали аварийным и подлежащим реконструкции.
Два с лишним года назад дом № 61 был передан ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр». Предполагается, что он будет переоборудован под гостиницу «для размещения приглашённых исполнителей, постановщиков, гостей театра из других городов». Театр также обязали «предусмотреть в месте проживания М.Ю. Лермонтова культурно-мемориальную зону памяти поэта площадью до 50 кв. м».
Да… Музея-квартиры поэта на этих квадратных метрах не создашь. В своё время поручик Лермонтов арендовал у княгини Шаховской большую площадь. Впрочем, хотя бы это получить. История дома за прошедшие два десятка лет не внушает особого оптимизма насчёт его будущего.