Мнения и комментарии

Лучший фильм показали… после закрытия

11 июня

Подведены итоги 25-го фестиваля «Кинотавр».

Очевидцы завершающей сочинский кинофестиваль церемонии награждения описывают увиденное так:

– Всё смешалось в доме Облонских. Жюри распределило призы каким-то шальным образом, вроде чтобы никого не обидеть, в итоге обиделись очень многие, даже и награждённые. Почти каждая награда была неожиданной: одни сидели расслабленно и готовились получать поздравления совсем в других номинациях, другие очень ждали, но не дождались. Поэтому, возможно, в этом году точнее других расклад угадали критики, не поехавшие на «Кинотавр».

И действительно, четыре главных приза – лучшему фильму, режиссёру, сценарию, дебюту – я назвала в социальных сетях за несколько часов до объявления призёров.

Логика на самом деле вполне ясна. Гран-при фильму Александра Котта «Испытание» – это поклон Андрея Звягинцева и его жюри в сторону чистого искусства. Кино, рождённое немым, торжествует в своей прекрасной визуальности (приз оператору Левану Копарадзе).

Александр Котт на обломках масштабного замысла Павла Чухрая и его постоянного продюсера Игоря Толстунова реализовал давнюю мечту – снять фильм без единого слова. Чухрай задумывал блокбастер о ядерных испытаниях в Семипалатинске в 50-е годы, Толстунов быстро понял, что дело неподъёмное, но деньги на подготовительный период уже истаяли как прошлогодний снег. Оставалось только сделать малобюджетное фестивальное кино.

В отличие от сдержанного, молчаливого «Испытания» сильная социальная драма Юрия Быкова «Дурак», возбудившая «Кинотавр» и заслужившая бурные аплодисменты, долго звучавшие после финальных титров, – кино очень многословное, резкое, где все смыслы проговорены прямо и в лоб.

Актуальность ясного, честного высказывания в первую очередь и оценило жюри. Но одновременно это решение невольно демонстрирует, что российский киноистеблишмент не хочет признавать в Быкове режиссёра. Слишком уж он отдельный, независимый, не вписывается в витиеватые, хитроумные отношения маститых продюсеров и прочих кинопроизводителей.

Решение дать приз далеко не самому совершенному сценарию (фаворитом на эту награду была Любовь Мульменко, драматург фильмов «Ещё один год» и «Комбинат «Надежда») наверняка обусловило и то, что мощное кино на сходную тему сделал сам Андрей Звягинцев. Он не без оснований рассчитывал, что в Каннах получит если не «Золотую пальмовую ветвь», то уж точно Гран-при за лучшую режиссуру. Однако жюри удостоило награды лишь сценарий «Левиафана». То есть отметило только идею фильма, его основу.

Похоже, что присуждение на отечественном «Кинотавре» приза за сценарий Юрию Быкову содержит некоторую долю иронии. Мол, замысел мы оценили, но режиссуре ещё поучись.

А лучшим режиссёром назвали Анну Меликян. После затянувшейся семилетней паузы она закончила наконец свой новый фильм «Звезда», которому прокатчики прогнозируют хорошую зрительскую судьбу.

Лучшим дебютантом выбрали ровесника «Кинотавра» 25-летнего Ивана И. Твердовского. Его «Класс коррекции» при всех несовершенствах взволновал зрителей насущно важной темой о трудностях взросления подростков.

Актёрские призы получили Северина Янушаускайте («Звезда») и Алексей Филимонов («Ещё один год»).

Ну а самым-самым лучшим фильмом юбилейного фестиваля по единодушному признанию зрителей стал «Левиафан», показанный после церемонии закрытия.

Хочется надеяться, что это не единственный показ в России, в сентябре картину Андрея Звягинцева выпустят в прокат и зрители посмотрят её в кинотеатрах. Без купюр.

Ольга Галицкая, киновед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно