Людей дела надо слушать до принятия решений
Из «Российской газеты» узнал, что только за декабрь прошлого года и январь нынешнего с учёта снялось 208 тысяч небольших фирм. Причина: с Нового года сообществу малого бизнеса больше чем в два раза – почти до 36 тысяч рублей – повышена сумма обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды медицинского страхования
В нашем предпринимательском союзе, большинство в котором как раз малые предприятия, никто, по моим сведениям, в последнее время из бизнеса, слава богу, не уходил. Но рано или поздно законодательное новшество всех коснётся, и, если останется как есть, ничего хорошего не жди. Процесс пошёл. С другой стороны – федеральная предпринимательская организация «Опора России» начала сбор подписей за пересмотр этого решения.
Конечно, цели у законодателей были самые благие: деньги нужны на повышение пенсий и улучшение медицинского обслуживания. А в бюджетах – «дыры». Кому, как не предпринимателям, помочь стране в святом деле? Тем более что 36 тысяч в год для них – пустяк. Вообще не деньги. По 3 тысячи в месяц! Примерно так, видимо, думали законодатели, принимая поправки к закону о страховых взносах. Но почему-то не учли в них одно обстоятельство, которое многое меняет.
Ставка взносов фиксированная, при любых доходах для всех одинаковая – те же 36 тысяч. Потому, когда годовая выручка фирмы, скажем, 10 миллионов, предприниматель роста расходов на страховки особо и не заметит. А если выходит не больше ста тысяч? Тем более 60–80? Получается, чем меньше доход, тем выше доля изъятий в бюджет. Страдают от этого больше всего индивидуальные микропредприниматели. Они в основном и подали уже в отставку. Или поменяли легальный бизнес на теневой. Их примеру уже готовы последовать, скорее всего, и другие. В первую очередь те, кому жалко отдавать государству больше половины и так невеликого заработка, а то и едва ли не весь. В итоге государство и мы все, живущие в нём, можем лишиться многих и многих нормальных рабочих мест, стабильных налогоплательщиков вместе с налогами и страховыми взносами от них. На легальном рынке разного рода услуг значительно поубавится самых мелких предпринимателей, а значит, цены на такие услуги вырастут. Но зато, может быть, появятся средства на поправку пенсионных дел, здравоохранения, и жертвы окупятся? Нет, это тоже вряд ли, полагают эксперты. По их подсчётам, 2,9 миллиона индивидуальных предпринимателей, которые пока трудятся в стране и никуда не уходят, могут дать прибавку максимум 50 миллиардов рублей, что меньше одного процента доходов Пенсионного фонда.
Уже собираются, как сообщают СМИ, «комплексно проанализировать эту ситуацию» Госдума, Минэкономразвития, Минфин, Пенсионный фонд. Звучат высказывания, что если сектор индивидуальных предпринимателей будет «худеть» такими темпами, то за год экономика потеряет до миллиона рабочих мест. Сами предприниматели – нашего союза, Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе в том числе – предлагают платить страховые взносы от полученного по факту дохода (примерно как прогрессивный налог), ограничить их для новичков бизнеса, совсем освободить от них пенсионеров и высказывают ещё множество предложений с учётом возможностей, интересов тех, кто платит, и того, за что эти взносы платят. Уже обратились с этой проблемой к президенту, который согласился: вопрос надо решать. Хотя и предупредил, что в этом году ситуацию поправить не получится, поскольку бюджет уже рассчитан.
О необходимости предварительных обсуждений важных властных решений – в первую очередь с предпринимателями, вообще с гражданами, которых они прямо касаются, – не раз заявляла в ряду других организаций и наша. Говорилось об этом во многих государственных документах. В том числе в предвыборной программе президента. Что ж не слушаем полезных советов?
Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей