Спорт
ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ: "В ОСНОВЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НАХОДЯТСЯ ДУХОВНОСТЬ И КРАСОТА"
01 апреля
- Как вы относитесь к своим почитателям, наверное, приятно, что вас до сих пор помнят?
Людмила Белоусова: Мы людям милы, потому что это их молодость. Мы до сих пор катаемся и продолжаем оставаться молодыми. И людям кажется, что они тоже становятся молодыми вместе с нами.
- Не приходилось ли встречаться в России с теми, кто были вашими гонителями?
Олег Протопопов: Нет, да и зачем о них вспоминать теперь? Правда, когда-то в нашем репертуаре был номер с символичным названием "Смейтесь, паяцы!". В этом был очень глубокий смысл: смейтесь, паяцы. Но лучше смеется тот, кто смеется последним.
Л.Б.: Кстати, по-настоящему номер назывался "Смейся, паяц", но его обычно объявляли во множественном числе.
- Какой была программа однодневного визита в Петербург?
Л.Б.: Мы посетили Волково кладбище, где похоронена мама Олега, где могилы наших друзей Натальи Дудинской, Константина Сергеева и Бориса Штоколова. А потом посетили строящуюся Академию фигурного катания.
О.П.: Я даже потанцевал по центру, испробовал площадку.
Л.Б.: Правда, там льда еще нет. Но уже есть стены, определился контур трех ледовых полей. Если, как предполагается, к ноябрю все будет готово, это станет большим достижением для города.
О.П.: Но эта школа должна быть предназначена в первую очередь не для иностранцев, а для петербуржцев. В любом случае, это большое дело. В свое время мы испытывали недостаток льда. Когда нас спрашивали по поводу нашего отъезда, мы заявляли, что наш дом там, где есть кусочек льда для нас.
- Ваши впечатления от прошедшего в Москве чемпионата мира?
Л.Б.: Наши фигуристы выступили хорошо, жаль только, что Мария Петрова и Алексей Тихонов, на которых возлагались надежды, оказались лишь на втором месте, потому что допустили ряд ошибок.
О.П.: Но нужно кататься чище. А то создается впечатление, что безошибочное исполнение программы становится своеобразным мировым рекордом. К сожалению, сегодняшние правила таковы, что у фигуристов не остается возможности для творческой работы. А именно этим всегда была сильна школа ленинградского фигурного катания, начиная от Николая Александровича Панина. Между прочим, в США фигурное катание получило статус искусства, а не просто спорта. В наше время мы творчеством занимались больше, мы всегда шли от художественного образа, чтобы кататься на высоком художественном уровне. Это было наше кредо, потому что для нас в основе фигурного катания находятся духовность и красота.
Л.Б.: Мы сначала выбирали музыку, а к ней подбирали элементы. Сейчас все наоборот. Но не ко всяким элементам возможно подобрать музыку. Психология фигуристов изменилась.
О.П.: Не только психология. Изменилась философия фигурного катания. Но нам приятно, что многие участники чемпионата прошлись по нашему музыкальному репертуару.
Л.Б.: Мы очень порадовались за Иру Слуцкую. Она единственная на чемпионате мира не сделала ни одной ошибки.
О.П.: И это несмотря на ее неудачное катание на первенстве Европы в Турине. Мы огорчены неудачами Евгения Плющенко и вместе с тем рады неожиданному взлету швейцарца Стефана Ламбьеля.
Л.Б.: Стефан - это уникальный фигурист. Мы хорошо знакомы с его тренером Петером Дрютте, который сам не смог пробиться на международную арену, зато вырастил достойного ученика. Стефан подвижен, эмоционален, хорошо чувствует музыку.
О.П.: Он вообще не просто спортсмен, а природный артист, настоящий танцовщик на льду, как и Плющенко. У Жени появился очень серьезный конкурент.
На показательных выступлениях в Петербурге любители фигурного катания, в том числе и молодежь, встретили своих легендарных земляков бурными овациями. А сами герои дня благодарно улыбались, были счастливы и выразили готовность в случае, если их пригласят, приехать в свой город с гастрольными выступлениями.
Константин ГЛУШЕНКОВ
Людмила Белоусова: Мы людям милы, потому что это их молодость. Мы до сих пор катаемся и продолжаем оставаться молодыми. И людям кажется, что они тоже становятся молодыми вместе с нами.
- Не приходилось ли встречаться в России с теми, кто были вашими гонителями?
Олег Протопопов: Нет, да и зачем о них вспоминать теперь? Правда, когда-то в нашем репертуаре был номер с символичным названием "Смейтесь, паяцы!". В этом был очень глубокий смысл: смейтесь, паяцы. Но лучше смеется тот, кто смеется последним.
Л.Б.: Кстати, по-настоящему номер назывался "Смейся, паяц", но его обычно объявляли во множественном числе.
- Какой была программа однодневного визита в Петербург?
Л.Б.: Мы посетили Волково кладбище, где похоронена мама Олега, где могилы наших друзей Натальи Дудинской, Константина Сергеева и Бориса Штоколова. А потом посетили строящуюся Академию фигурного катания.
О.П.: Я даже потанцевал по центру, испробовал площадку.
Л.Б.: Правда, там льда еще нет. Но уже есть стены, определился контур трех ледовых полей. Если, как предполагается, к ноябрю все будет готово, это станет большим достижением для города.
О.П.: Но эта школа должна быть предназначена в первую очередь не для иностранцев, а для петербуржцев. В любом случае, это большое дело. В свое время мы испытывали недостаток льда. Когда нас спрашивали по поводу нашего отъезда, мы заявляли, что наш дом там, где есть кусочек льда для нас.
- Ваши впечатления от прошедшего в Москве чемпионата мира?
Л.Б.: Наши фигуристы выступили хорошо, жаль только, что Мария Петрова и Алексей Тихонов, на которых возлагались надежды, оказались лишь на втором месте, потому что допустили ряд ошибок.
О.П.: Но нужно кататься чище. А то создается впечатление, что безошибочное исполнение программы становится своеобразным мировым рекордом. К сожалению, сегодняшние правила таковы, что у фигуристов не остается возможности для творческой работы. А именно этим всегда была сильна школа ленинградского фигурного катания, начиная от Николая Александровича Панина. Между прочим, в США фигурное катание получило статус искусства, а не просто спорта. В наше время мы творчеством занимались больше, мы всегда шли от художественного образа, чтобы кататься на высоком художественном уровне. Это было наше кредо, потому что для нас в основе фигурного катания находятся духовность и красота.
Л.Б.: Мы сначала выбирали музыку, а к ней подбирали элементы. Сейчас все наоборот. Но не ко всяким элементам возможно подобрать музыку. Психология фигуристов изменилась.
О.П.: Не только психология. Изменилась философия фигурного катания. Но нам приятно, что многие участники чемпионата прошлись по нашему музыкальному репертуару.
Л.Б.: Мы очень порадовались за Иру Слуцкую. Она единственная на чемпионате мира не сделала ни одной ошибки.
О.П.: И это несмотря на ее неудачное катание на первенстве Европы в Турине. Мы огорчены неудачами Евгения Плющенко и вместе с тем рады неожиданному взлету швейцарца Стефана Ламбьеля.
Л.Б.: Стефан - это уникальный фигурист. Мы хорошо знакомы с его тренером Петером Дрютте, который сам не смог пробиться на международную арену, зато вырастил достойного ученика. Стефан подвижен, эмоционален, хорошо чувствует музыку.
О.П.: Он вообще не просто спортсмен, а природный артист, настоящий танцовщик на льду, как и Плющенко. У Жени появился очень серьезный конкурент.
На показательных выступлениях в Петербурге любители фигурного катания, в том числе и молодежь, встретили своих легендарных земляков бурными овациями. А сами герои дня благодарно улыбались, были счастливы и выразили готовность в случае, если их пригласят, приехать в свой город с гастрольными выступлениями.
Константин ГЛУШЕНКОВ