Мнения и комментарии

«Мадам Помпадур» отмечает юбилей премьерой

10 октября

На сцене Театра музыкальной комедии возобновлена знаменитая оперетта Лео Фалля, отмечающая в этом году свое 90-летие.

Блеск венской оперетты без Леопольда Фалля, бесспорно, был куда более скромным. Уже вторая его работа – «Верный крестьянин» – принесла композитору общеевропейскую славу, а третья – «Принцесса долларов» – была поставлена даже в России. В 1908 году ее играли в театре «Пассаж», и одну из главных ролей исполнял известный актер Николай Федорович Монахов, позднее ставший основателем и звездой Большого драматического театра.

Фалль же, безуспешно пробовавший на заре своего творчества силы в сочинении оперных произведений, видимо, мнил себя более серьезным композитором и на волне успеха в 1920 году попытался вновь сочинить оперу, но… Его жанром бесповоротно оказалась оперетта, что и подтверждают полтора десятка произведений. «Мадам Помпадур», родившаяся на свет в 1922 году в Берлине, стала последним аккордом последователя неовенской школы оперетты (Легар, Кальман и др.), и до сих пор это произведение считают лучшим произведением австрийского автора, бывшего наследником традиций Франца Легара.

Надо отдать должное генеральному директору Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрию Шварцкопфу, своевременно взявшему курс на возвращение в репертуар классических оперетт, во все времена привлекавших в зал публику. Постановку «Мадам Помпадур» доверили одному из всемирно известных постановщиков оперетт, народному артисту Венгрии Миклошу Синетару, осуществившему почти 200 постановок по всему миру и уже не впервые работающему с петербургскими артистами. Петербургская «Мадам Помпадур» появилась еще в 2008 году, но на время спектакль «переезжал» в Будапешт, где с успехом шел в течение нескольких лет. Однако в нынешнем сезоне, отмеченном юбилеями самой «Мадам Помпадур» и ее композитора (Лео Фалль родился 2 февраля 1873 года), петербургские любители оперетты вновь могут насладиться этой классикой сполна. А с учетом того, что музыкальным руководителем постановки и дирижером является итальянский маэстро Фабио Мастранджело, удовольствие от спектакля поистине становится безграничным.

В невероятном сюжете о путешествии «в народ» любовницы Людовика XV заняты ведущие артисты театра. «Мадам Помпадур» – редкий пример оперетты с несчастливым концом: устроив спасение и счастье своего несостоявшегося любовника, героиня остается одна настолько, насколько это позволяет статус фаворитки, мятущейся во дворце как в клетке. Партию своевольной и властной Жанны-Антуанетты Пуассон (мадам Помпадур) исполняет Алина Алексеева, стать и лирическое сопрано которой словно созданы для подобных ролей. Простака поэта Калико играет лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Александр Байрон, обладающий недюжинным драматическим талантом. Роль камеристки Белотты, спутницы маркизы в путешествиях по злачным местам Парижа, досталась Ольге Лозовой, превосходно справляющейся в Театре музыкальной комедии с образами субреток: темперамента и яркости таланта этой актрисе не занимать. Остается лишь дивиться тому, как обладательница столь сильного и узнаваемого голоса сохраняет прекрасную физическую форму, позволяющую осуществлять самые невероятные танцевальные па и поддержки. Досконален в передаче характера хитроумной полицейской ищейки Пулара Ярослав Шварев, постоянно трансформирующийся то в таинственного одноглазого капитана, то в нового гофмейстера маркизы, на парике которого красуются дьявольские рожки, а то и вовсе в развязную девицу, пристающую к своему непосредственному начальнику, полицейскому министру Марепе (Владимир Яковлев). Забавен и нелеп граф Рене в исполнении тенора Сергея Гранквиста: сбежав от идеальной женушки, этот искатель любовных приключений, сам того не ведая, окажется в объятиях свояченицы. Король (Петр Таренков), как и положено королям и самодурам, статичен характером, значителен и тугодумен, а жена Рене Мадлен, которую играет Валентина Михайлова, напротив, совершает скорый переход от деревенской простушки до манерной придворной дамы, очаровав собой даже сбежавшего было от нее мужа…

Оформление спектакля, выполненное петербургскими художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой (костюмы), точно воспроизводит эпоху короля, мало понимавшего в музыке, но ценившего живопись и архитектуру. Занавес украшает известный портрет маркизы де Помпадур из Национальной галереи Шотландии, а по декорациям щедро рассыпаны фрагменты картин Буше и Ватто. Потайные двери и парадные лестницы, сундуки для государственных бумаг и туалетные комнаты дам, интерьеры парижских кабачков и бальные залы – все находит отражение на сцене, заполненной множеством людей, костюмы которых в деталях приближены к историческим оригиналам. Перья, фижмы, корсеты, широкие пояса, дивные камзолы, мундиры и сюртуки… Буйство красок, переливы огней, таинственная дымка интриги и музыка, музыка – все есть в этом пире для глаз и ушей, который называется опереттой. И не вздумайте называть ее легким жанром: измерить количество труда, вложенного в то, что порхает, искрит и светит на сцене, невозможно. 

Екатерина Омецинская, театральный обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+2
Облачно