Спецпроект

Мал бизнесмен, да дорог

13 апреля

«НВ» продолжает серию публикаций «Уроки немецкого». Сегодня мы сравним положение малого бизнеса в Германии и России

 

О выдающейся роли малого предпринимательства каждый день заливаются соловьями все хоть сколько-нибудь «важные птицы» – политики, чиновники, эксперты и журналисты. Небольшие фирмы и целеустремлённые бизнесмены-одиночки надёжно стоят на страже стабильности любого государства (вкус собственности – лучшее противоядие от революционного дурмана), создают тысячи рабочих мест и быстрее неповоротливых «китов капитализма» реагируют на любые изменения, включая технологические. Но почему при одинаковом понимании этих прописных истин в Германии малый бизнес является становым хребтом экономики, а в России влачит жалкое существование на фоне благоденствия олигархов и произвола монополий?


Причина № 1. Старинные традиции

Могущественные автогиганты Daimler, Volkswagen и BMW, гигантские заводы по производству станков и разнообразных инновационных чудес – такие ассоциации рождает словосочетание «германская экономика». Разве могут крошечные предпринимательские «рыбки» выжить рядом с этими «акулами капитализма»? Оказывается, могут, и вполне успешно! 

Прогуляйтесь по улицам любого немецкого города вроде того же Фленсбурга! Вот степенные пенсионеры спорят о политике за столиком уютного семейного кафе, вот булочная «Шмид и сыновья» манит покупателей ароматом свежеиспечённого хлеба, а вот на импровизированной ярмарке по дешёвке продают свои овощи местные фермеры. К крыше старинного фахверкового домика прикреплён гигантский сапог. Значит, в нём располагается небольшая обувная мастерская, работающая уже не первый век.

Малые предприниматели считаются в Германии средним сословием (Mittelstand) и являются узнаваемыми персонажами в любом городе. Ещё бы – чаще всего бизнес передаётся по наследству, человек десятилетиями работает на одном месте, а местные жители воспринимают его как старого приятеля. 

– В отличие от России Германия (за исключением ГДР) не знала перерыва в истории капитализма, – объясняет этот феномен автор книги «Немецкая система» Сергей Сумленный. – Такая стабильность вызывает у малых предпринимателей положительные эмоции. Они довольно уверенно смотрят в будущее. 

А теперь переместимся из Германии в Россию, где предпринимательство пытается возродиться после семидесятилетней паузы. Вы наверняка часто замечали, как на смену старым магазинам (кафе, парикмахерским, ремонтным мастерским) приходят новые, как сетевые суши-бары выдавливают семейные рестораны и с какой космической скоростью исчезают небольшие торговые точки. Бросается в глаза и текучка кадров. Стоит только зайти в знакомую лавку, как вместо привычной тёти Мани вы натолкнётесь на незнакомую тётю Клаву, глядящую на вас, как выставочный лабрадор на безродную дворняжку.

– Муж-чи-на, ну-ка ищите мелочь! – ворчит она, «забыв» выдавить из себя улыбку и пожелать приятного дня.

Нервозность, гнетущее ощущение нетвёрдой почвы под ногами, страх перед будущим и вечное ожидание какого-то подвоха – таков собирательный психологический портрет российского мелкого предпринимателя, даже внешне отличающегося от своего спокойно-благодушного немецкого коллеги. И если в Германии каждый третий выпускник вуза мечтает открыть собственное дело, то в России обладатели университетских дипломов повально идут в чиновники. Зачем отправляться в рискованное «бизнес-плавание», когда легче пристроиться в «бюрократической тихой гавани»? Отсюда и малоутешительная статистика: в малом бизнесе у нас крутится всего лишь четверть от трудоспособного населения, а его вклад в российский ВВП едва превышает 20 процентов.


Причина № 2. Доступный кредит

Но неужели контрасты между Россией и Германией вызваны феноменальной предпринимательской одарённостью у немцев и повальным отсутствием деловой сноровки у русских? Дело не в этом! Просто в ФРГ государство забоится о малом бизнесе с усердием королевского садовника, подстригающего английский газон, а в России создаёт для него такие условия, при которых даже здоровые ростки рискуют вскоре зачахнуть.

Начнём с простейшего вопроса: где взять стартовый капитал или деньги на пополнение оборотных средств? Правильно: нужно составить бизнес-план и попросить кредит! Одна беда – российский Центробанк установил завышенную ставку в размере 8,25 процента, тогда как Бундесбанк довольствуется цифрой 1,75 процента. К чему это приводит? Если германские банки дают мелким предпринимателям льготные кредиты под 5–15 процентов, то их российские коллеги не стесняются задирать ставки до 16–30. 

Кстати, в Германии действует огромное количество программ доступного кредитования для малого бизнеса. Столь благородную миссию возложил на себя государственный банк KfW – Кредитное учреждение для восстановления (Kreditanstalt feur Wiederaufbau). Ежегодно он выдаёт кредит под 4–6 процентов малым и средним предприятиям, причём половину коммерческого риска берёт на себя государство. В отдельных случаях бизнесмен на протяжении первых двух лет вообще освобождается от выплат, а окончательно погасить ссуду ему разрешают через 15–20 лет. Кроме того, в ФРГ действуют специальные программы кредитования для малых предпринимателей, которые поднимают проблемные регионы, внедряют инновации, разрабатывают альтернативные источники энергии или защищают окружающую среду.

А как обстоят дела в России? Аналога KfW у нас, к сожалению, не создано. И хотя с высоких трибун в режиме нон-стоп говорят о «подъёмных кредитах» и «доступных деньгах», на практике малые банкиры бегут от малых предпринимателей как черти от ладана.

– В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, – говорит Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Банки хотят давать предпринимателям кредиты, ведь это их хлеб, а предприниматели хотят их получать. Но поскольку в нашей стране государство ведёт себя как танк, лихо мчащийся по Невскому проспекту на полной скорости, то между ними не получается взаимовыгодного сотрудничества. Банкиры говорят: «Мы же понимаем, что кредит нам не вернут, а выглядеть злодеями мы не хотим. Поэтому легче не давать никаких ссуд». А предприниматели рассуждают по принципу: «Лучше не брать кредитов – а то детям потом придётся за них всю жизнь расплачиваться».


Причина № 3. Налоговое благоразумие и отсутствие административного «кошмара»

Другая проблема малого бизнеса – фискальное бремя. В Германии, в отличие от России, действует прогрессивное налогообложение, что позволяет немецким малым предпринимателям чувствовать себя гораздо увереннее рядом с крупными концернами, чем их российским коллегам. Но и это ещё не всё. Чтобы не дать малому бизнесу утонуть в мутных водах европейского кризиса, правительство ФРГ снимает с его хрупкой «лодки» лишний «налоговый груз». Так, налог на прибыль снизили с 39 процентов менее чем до 30. Ниже стали побочные кадровые расходы. К примеру, взнос в фонд страхования на случай безработицы, который работник и работодатель платят на паритетных началах, уменьшен с 6,5 процента ежемесячной зарплаты до 3,3 процента. На прежнем уровне остаются и взносы в пенсионный фонд.

В России же в суровые кризисные годы наблюдается прямо противоположная картина. Мало того что в стране сохраняется плоская шкала налогообложения – государство норовит поднять налоги, чтобы с помощью малого бизнеса решить свои проблемы. Образовалась дырка в Пенсионном фонде? Не беда! В России сразу в 2 раза вырастают пенсионные отчисления в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования – с 17 до 35–36 тысяч рублей. В итоге только за прошедшие три месяца число индивидуальных предпринимателей снизилось более чем на 300 тысяч человек. 

Впрочем, «фискальный прессинг» ещё не главная беда российского малого бизнеса. Отечественных предпринимателей куда больше «кошмарят» две вещи – непролазные административные барьеры и произвол чиновников. Аренда помещения или земельного участка, плата за подключение к электросетям и прочим коммуникациям – всё это в условиях диктата естественных монополий ставит бизнесменов в такие условия, когда волей-неволей приходится завышать цены. К этому стоит добавить «бухгалтерский препон». Если в Германии предприятия с оборотом до полумиллиона евро в год избавили от необходимости вести статистическую и некоторые другие виды отчётности, то в России с этого года действует полный бухучёт, что ложится неподъёмным бременем на самых малых предпринимателей (не все же могут нанять квалифицированного бухгалтера!).

– На мой взгляд, у российского бизнеса сегодня две беды – мелкие чиновники и крупные чиновники, – размышляет Алексей Третьяков. – Поскольку в двух столицах закон о муниципалитете существует в кастрированном виде, сотрудники районных администраций ведут себя как удельные князьки. Им ничего не стоит наведаться к «подведомственному» предпринимателю и содрать с него деньги на благоустройство, благотворительность и так далее. «Не хотите платить? Тогда можете не приходить через месяц продлевать аренду!» – так примерно происходит шантаж. В итоге в дополнение к налогам бизнесмену приходится платить административную ренту. Что же касается крупных чиновников, то они лоббируют законы в интересах крупного капитала и монополистов. Запрет на торговлю в метро и на автобусных остановках – всё это в интересах сетевых универмагов, которые будут продавать не новгородскую картошку за 35 рублей, а французскую – за 135.

Представить аналогичный чиновничий произвол в Германии просто невозможно. Конечно, в ФРГ тоже существует коррупция, но она в основном затрагивает крупные корпорации. 

 

личный опыт

Роберт Виншу: «Чем меньше доверия, тем больше бюрократии»

 

Пельмени «Батя», конфеты «Ласточка» и солёные «Бабушкины огурцы» – у гурманов из Фленсбурга эти продукты славятся как гастрономическая «русская экзотика». Но для выходцев из бывшего СССР, которых судьба занесла в самый северный город Германии, они больше, чем просто любимые яства. Эти продукты стали для них «символическим мостом на Родину» и способом утолить не только голод, но и чувство ностальгии.

Где же можно купить эти гастрономические чудеса? Каждый русскоязычный житель Фленсбурга ответит не задумываясь: «Конечно, у Роберта Виншу!» Русский немец и бывший петербуржец, он уже больше 10 лет работает в так называемой российской отрасли, которая появилась на германском рынке благодаря массовой эмиграции из России и постсоветских республик. В январе прошлого года Виншу открыл магазин Union Markt в районе Энгельсбю, известном во Фленсбурге как «русский остров». К нему приходят десятки покупателей не только для того, чтобы купить любимую еду, но и поговорить за жизнь.

Роберт Виншу никогда не предполагал, что будет заниматься малым бизнесом, да ещё в Германии. Дипломированный инженер, он в 1994 году уехал из Петербурга во Фленсбург на поиски лучшей доли. Найти работу по специальности Роберту, однако, не удалось, и через некоторое время он решил рискнуть: «А почему бы не открыть русский магазин?»

– Регистрация торговой точки прошла без сучка, без задоринки, – вспоминает Виншу. – Я пришёл в специальное ведомство, заплатил 20 евро и заполнил формуляр. Всё! Через месяц меня зарегистрировали.

По словам Роберта, вести бизнес в Германии намного проще и спокойнее, чем на Родине. Причина тому – отсутствие непролазных бюрократических стен, которые любят возводить в России.

– Здесь достаточно отправить имейл или просто позвонить, и через пару дней к вам придут все документы, – говорит Виншу. – В России составляют гигантские договоры, но эти «талмуды» потом всё равно кто-нибудь нарушит. А всё почему? В России предприниматели не доверяют партнёрам и чиновникам, потому что каждый надеется поскорее урвать свой кусок и не думает о будущем. Давно замечено: чем меньше доверия, тем больше бюрократии.

Довольно безоблачно складываются и отношения предпринимателя с местными чиновниками. Причина проста: он их практически не замечает.

– Когда мы только открылись, мне прислали нормативы по поводу того, как должно быть устроено помещение, – говорит бизнесмен. – Но с тех пор никаких проверок не было. Правда, недавно приезжала налоговая инспекция и нашла у нас несколько бухгалтерских ошибок. Они в вежливой форме объяснили, какую сумму нужно доплатить, и через пару дней проблема была благополучно решена. Я и представить себе не могу, чтобы здесь, как в России, вымогали взятки. Если о таких проказах узнает пресса, она от чиновника мокрого места не оставит!

Впрочем, жизнь малого предпринимателя в Германии тоже едва ли можно назвать райской. Как и многие его коллеги, Роберт жалуется на последствия европейского кризиса, чрезмерную экономность покупателей и ценовой демпинг со стороны конкурентов. Тем не менее он не сомневается, что впереди его бизнес ждут хорошие времена.

– Мы пытаемся привлечь как можно больше немецких клиентов, – говорит Виншу. – Люди приходят, покупают наши колбасы и пельмени, а потом снова возвращаются. И Россия становится для них ближе и роднее. 

Михаил Тюркин, Фленсбург – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно