Мал ползунок, да дорог
«НВ» разбиралось, почему покупка обновок для малыша становится нелегким испытанием для семейного бюджета
В детской одежде есть преимущества: нет нужды следовать моде и придерживаться строгих правил. Но малыши так быстро вырастают из одежек, что цена на ползунки и костюмчики кажется родителям бессмысленно высокой. Специалисты подсчитали: ребенку за первые 14 лет жизни требуется почти столько же одежды, сколько взрослому человеку за всю жизнь.
У мамы пятилетней Ани сезонная проблема – обновление детского гардероба. Из старых зимних вещей девочка за лето выросла, поэтому нужно покупать все новое. Одеться же на сумму, потраченную на ребенка, запросто может взрослый.
Судите сами. В одном из петербургских магазинов детский свитер можно купить за 500 рублей – столько же может стоить и джемпер для взрослых. Ситуация аналогична и в секции джинсовой одежды – за 1000 рублей можно выбрать пару джинсов и детских моделей, и взрослых. Детская зимняя куртка стоит около 1500 рублей, а пуховик для взрослых между тем – всего на 300 рублей дороже. Так, сезонное обновление гардероба к зиме родителям обойдется в 15–20 тысяч рублей, или, говорят экономисты, 25 процентов от семейного бюджета.
– Если одевать ребенка с головы до ног, то есть купить ему зимние ботинки, теплую куртку, шапку, перчатки, теплые водолазки, колготки, зимний комбинезон и утепленные штаны на смену, то родители должны потратить около пятнадцати тысяч рублей, и это по минимуму, – отмечает продавец детской одежды Юлия Карташова.
При этом продавцы не могут объяснить причины столь странного ценообразования. Ведь ткани и ниток на детскую одежду уходит на порядок меньше. По подсчетам специалистов, детский размер составляет одну четвертую от взрослого аналога. Почему тогда стоит дороже?
Платим за работу и ткань
Во-первых, сама технология пошива детской одежды достаточно сложна. На легальных детских фабриках (подвальное производство оставим за рамками) весь персонал – от технологов до швей – должен иметь высокую квалификацию.
– К каждому шву на детской одежде предъявляются достаточно высокие требования, – рассказал заместитель директора одной из швейных фабрик Петербурга Виталий Зуйко. – Он должен быть правильно обработанным, прочным, но не жестким. Поэтому детскую распашонку шьют дольше, чем мужскую сорочку. Хотя по размерам они не сопоставимы. Время же производства напрямую отражается на себестоимости одежды.
Следующая статья расходов – это ткань. Как рассказали корреспонденту «НВ» в компании, занимающейся оптовой торговлей тканями, к тканям для детской одежды предъявляются повышенные требования качества.
– Основные выдвигаемые требования – гипоаллергенность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, – объясняет технолог Татьяна Кузнецова. – Гигроскопичная ткань легко впитывает пот, и тот не раздражает кожные покровы. Детская ткань должна обладать малой поверхностной плотностью, малой жесткостью, то есть должна быть легкой и мягкой. Вторыми по значимости являются требования надежности. Так как детская одежда подвергается частым стиркам, материал должен быть устойчив к воздействию моющих средств, трения, горячей воды, горячей поверхности утюга. Достаточно важными для детской ткани являются экономические требования, потому что срок службы детской одежды небольшой (для распашонки – от 2 до 6 месяцев).
На самом деле все эти нехитрые требования прописаны в СанПиНах («Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к предметам одежды и принадлежностям к одежде, головным уборам и их частям, прочим готовым текстильным изделиям для детей и подростков»). В них содержится более десяти пунктов требований к верхней и нательной одежде, в зависимости от возраста ребенка. Но сейчас практически ни одна текстильная фабрика в России не выпускает ткани, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Даже на ивановском текстильном предприятии (а этот город всегда славился высококачественными тканями собственного производства) признают: основную часть тканей для детской одежды приходится закупать за рубежом.
– Мы закупаем ткани в Корее, Турции и частично в Китае, – рассказал Виталий Зуйко. – Исключение составляют лишь пряжа для вязаных вещей и наполнитель из Белоруссии на основе лавсана.
Понятно, что затраты на закупку и доставку ткани через границу также попадают в «копилку» высокой стоимости нашей детской вещи.
Сертификат качества обязателен
Как рассказали в городском Управлении Роспотребнадзора, любая детская вещь должна иметь сертификат соответствия качества.
– Гигиенические свойства детской одежды очень важны, – подчеркивают в ведомстве. – Не случайно в РФ вся детская одежда подлежит обязательной сертификации. И дело не в том, насколько быстро выйдет из строя молния на брючках, а в том, насколько изделие безопасно. Без санитарно-эпидемиологического заключения, на основании которого выдается сертификат качества, на территории России продажа детской одежды запрещена.
По гигиенической классификации вся детская одежда делится на группы по возрасту (новорожденные, до 3 лет, от 4 до 7, от 8 до 12, от 13 до 15 лет), по площади соприкосновения одежды с кожей (менее 15 процентов, более 15 процентов, не соприкасается) и по количеству часов непрерывного ношения в сутки (ежедневно более 4 часов или эпизодически). Самые строгие требования к одежде для новорожденных и для детей до 3 лет. «Санитарно-эпидемиологические требования к производству и реализации непродовольственных товаров детского ассортимента» запрещают продажу товаров для детей до трех лет на открытых рынках. Правда, этот запрет сейчас грубо нарушается.
Корреспондент «НВ» провел эксперимент и посетил несколько городских рынков. Результат превзошел все ожидания: на каждом продавали товары для детей до трех лет. Правда, стоит отдать должное: сертификаты на детскую одежду продавцы по требованию в большинстве случаев предъявляли. При этом признавали – просят об этом единицы родителей.
– Родитель редко задумывается перед покупкой одежды детям о том, может ли она причинить вред ребенку, – призналась одна из продавщиц на Северном рынке в Калининском районе. – Они чаще думают, насколько хорошо будет сидеть костюмчик, подойдет ли он по размеру, не слишком ли маркий цвет, сопоставляет цену и качество. Но тех, кто обращает внимание на состав изделия или производителя, не так уж много. А тех, кто решится попросить сертификат на детскую одежду, вообще очень мало.
Продавец также добавила, что сам сертификат на самом деле не гарантирует качество продукции.
– Многие продавцы делают на заказ липовые сертификаты, – продолжила моя собеседница, – но тут главное не переборщить, «липы» должно быть очень мало, и в куче правильных сертификатов их обычно поверяющие не замечают.
Многие продавцы проблему сертификации решают и иначе.
– Если этим же товаром торгует какая-нибудь российская фирма, сертификат можно выпросить у них, – рассказала собеседница «НВ».
В Обществе по защите прав потребителей Санкт-Петербурга признают: товары для самых маленьких – в зоне повышенного риска.
– К нам постоянно приходят жалобы на качество детских товаров, часто это связано с нелегальной продукцией, – рассказали в Обществе потребителей. – Поставки некачественных товаров, минуя системы надзора, идут обычно именно на крупные рынки, а оттуда расходятся по всей стране. На рынках Петербурга они, к сожалению, не исключение.
Где покупать?
Родителю сегодня приходится выбирать между дешевой китайской одеждой с поддельными сертификатами, в которой эксперты находят такие вещества, как ртуть, или дорогой из Турции, Таиланда, Финляндии, марки которой всем хорошо известны. Покупать одежду в специализированных детских магазинах дорого. По словам продавцов, наценка здесь составляет минимум 200 процентов, при условии что и без этой наценки качественные детские вещи финских и немецких марок стоят немало. Именно поэтому многие родители покупают детские вещи через интернет, экономя на покупке от 30 до 200 процентов от цены товара.
Так, например, босоножки в интернет-магазине стоят 700 рублей, в обычном магазине – 1000. Весенний костюм на ребенка – 1700 рублей, в магазине – не меньше 3500. Еще один большой плюс интернет-покупок: можно отыскать товар, который отсутствует в обычных магазинах.
– На детских форумах и в социальных сетях я нахожу больший ассортимент одежды, – делится своим мнением мама 4-летней дочки Ирина Токарева.
Но чаще родители, рискуя здоровьем ребенка, покупают на рынке. Качественной, недорогой и безопасной одежды там просто нет, но любой родитель был бы рад ее видеть на прилавке магазинов. Почему нет таких магазинов?
«Лучше торговать женскими чулками!»
Десять месяцев назад Дарья открыла крохотный магазинчик детской одежды. С трудом просуществовав девять месяцев, предприниматель скрепя сердце закрыла дело. Для ее фиаско нашелся ряд причин: неходовое место (аренду помещения возле станции метро за 100 тысяч рублей в месяц женщина не потянула, предпочтя помещение за 30 тысяч рублей). Ежемесячные проверки налоговой полиции также больно били по кошельку и изрядно трепали нервы. И наконец, предприниматель старалась не повышать цены на товар более чем на 100 процентов. Необходимость такой точки была продиктована собственным родительским опытом. Дарья лично столкнулась с непомерными тратами на гардероб подрастающей годовалой дочки.
– Себестоимость детских вещей бьет все рекорды, – посетовала Дарья, – поэтому продавать ее крайне невыгодно – наценку большую не сделаешь. Если цену на женскую одежду можно накрутить в три-четыре раза, то на детскую – максимум в два.
Еще один минус детской одежды – специфический спрос.
– Верхняя одежда охотно продается только перед зимними месяцами, – продолжает Дарья. – И даже в это время наиболее популярна у покупателей одежда финских марок, которые имеют свои сетевые магазины или прямые договоры на поставку с крупными детскими магазинами. Из повседневной одежды наиболее популярна турецкая и фабричная китайская. Но на красивую одежду не всегда можно найти сертификаты из-за несоответствия тканей. Домашнюю одежду родители, как правило, вообще не покупают, разве что пижамы перед садиком. А на белорусском трикотаже (трусы, майки, колготки и носки всегда в ходу) много не наторгуешь.
Так Дарья распрощалась с благой идеей открыть недорогой магазин безопасной и качественной детской одежды, поняв, что торговать женскими чулками выгоднее, чем детскими колготками.
прямая речь
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП):
– Отказ от торговли товарами для детей до трех лет на рынках привел к резкому росту цен. Они и так сейчас запредельно высокие. В России нет специализированных детских магазинов с доступными ценами. Многие родители идут на рынки, потому что не могут себе позволить отовариваться в магазинах. Но необходимо разъяснять мамам, что они должны провести санитарную обработку одежды или игрушек, прежде чем давать их ребенку.
Софья Прокошева