Мнения и комментарии

Масс-арт убивает без сожаления

29 января

Вот уже минимум полвека все мы – потребители массового искусства (масс-арта). Как это изменило и нас, и общество?

О том, что такое подлинное искусство, написано много. Вот всего три короткие цитаты. Александр Пушкин: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Марина Цветаева: «Искусство при свете совести» (название статьи начала 1930-х годов). Григорий Козинцев: «Это цель искусства: чтобы не скотели». О масс-арте ничего такого не скажешь: оно не пробуждает ни добрых чувств, ни совести и не удерживает человека от скотения. Оно их убивает.

При этом массовое искусство – мощная индустрия. Жареные факты в СМИ, спецэффекты в кино, выдумка ради выдумки на сцене, на полотне и, конечно, на эстраде. Масс-арт – это не произведения, а товары и услуги. Кто будет опять слушать прошлогоднюю песенку, в которой не было ничего, кроме сверхоткровенного одеяния и смазливой мордочки исполнительницы? Кто станет перечитывать романчик, в котором единственное, что есть, – бесхитростные сюжетные ходы и они уже известны? Поэтому масскульт постоянно должен производить всё новых «творцов» и их «творения». При этом всякий раз новое должно превосходить предыдущее по остроте потребительских ощущений, удовольствия и наслаждений. Это непростая задача. Поэтому индустрия масскульта вынуждена не брезговать ничем, в том числе паразитированием на истинном искусстве. Вот почему, в частности, так модны ремейки.

Произведение искусства всегда многомерно: в нём внутренняя красота, нравственность, недоговорённости, скрытые смыслы, подтексты – пространства для наших мыслей и чувств, а значит, для соавторства. Продукт масскульта строго функционален: в нём главное – экшен, в роли подтанцовки – яркость, быстрота событий и острота ощущений. Талант масс-арту не нужен, там всё решают деньги, раскрутка, которая требует связей, покровительства, рекламы, а проще говоря – «заноса бабла».

Далеко не каждый, возражают защитники масс-арта, способен получать удовольствие от Бетховена, Тарковского и Камю, но ведь этим «не каждым» тоже нужно какое-никакое искусство. И это правда.

Однако нужно-то именно искусство. Не два прихлопа, три притопа с «текстом слов» (выражение Булата Окуджавы) и вихлянием бёдер, которое вызывает прямые ассоциации с рекламой борделя. Не полчища людей в камуфляже, перебегающих из одного фильма в другой и всюду хладнокровно сеющих смерть из всех видов оружия. И не запутавшиеся в нелепых сценических декорациях полуголые, бьющиеся в пароксизме герои, как поименовано в программке, классика мировой драматургии.

Искусство всегда гуманистично, тем и ценно. В масс-арте не найти гуманистичность даже с микроскопом, это антиискусство, даже если оно пытается паразитировать на самом Шекспире.

Первыми уловили характер масс-арта рекламисты. Их слоганы бьют точно в цель: «Возьми от жизни всё!», «Оторвись по полной!», «Вы этого достойны!»… Мало того, что реклама как важнейшая составляющая масскульта диктует массовый стандарт представлений обо всём – женской фигуре, мужской потенции и отделке домашнего туалета. Реклама к тому же стала одним из видов масс-арта: рекламный ролик и по сюжету, и по актёрской игре, и даже по самой стилистике телекартинки не сразу отличишь от массового кино.

Благодаря масскульту кардинально изменились многие ценности. Всего полвека назад считалось неприличным проявить свою необразованность. Сегодня это норма. Молодые люди не краснея путают Эйнштейна с Эйзенштейном, не знают, сколько континентов на нашей планете и Солнце ли вращается вокруг Земли или, наоборот, Земля вокруг Солнца.

Всё реже среди молодёжи встречается способность анализировать факты и события, понимать их причинно-следственную связь, независимо и самостоятельно мыслить, остро переживать чужое горе… Возник новый тип людей – Homo примитивный.

Пастыри социума учитывают этого нового человека в своей работе. Редакторы газет перешли на макеты, в которых фотографии занимают всё больше места, а тексты всё меньше. Директора музеев отдают лучшие залы под экспозиции, которые ещё не так давно посчитали бы оскорбительным выставить даже в музейном гардеробе. Политики – вплоть до лидеров ведущих стран – включают в свои выступления дешёвый популизм и ублажающую ложь. Выборы всегда не за горами, а потому президенты и премьеры говорят то, к чему привыкла самая широкая аудитория – узники масскульта и потребители масс-арта. Общий смысл таких выступлений сводится к тому, что враги повержены, справедливость торжествует, трудности временные и всё вокруг замечательно.

В общем, радуйся, народ, и получай удовольствие! Ты этого достоин?

 

Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+11
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно