Планета

Майдан безнадёжности

11 февраля

 

Обозреватель «НВ», побывавший в революционном Киеве, продолжает изучать психологию украинского протеста.

«Как там? Очень страшно?» – спрашивали родные и друзья после моего возвращения из горячей точки, в которую превратился центр украинской столицы. Признаюсь честно: ответить на этот вопрос непросто. За исключением улицы Грушевского и стадиона «Динамо», где время от времени разворачиваются бои между манифестантами и «Беркутом», сам майдан Незалежности скорее напоминает весёлый карнавал или дискотеку под открытым небом, на которой самозабвенно «зажигают» большие и малые дети.

Но это впечатление обманчиво – под воздействием медийных мифов скопление этих «детей» в мгновение ока может превратиться в стадо зверей, движимое неумолимыми инстинктами толпы и подстрекаемое анонимными провокаторами. И вот тогда становится по-настоящему страшно – тем более что карнавальная «движуха» на Майдане уже перестала казаться многим демонстрантам спасением от чувства безнадёги и бессмысленности существования. В результате мирный протест начинает приобретать ужасающие черты уличной герильи.

– Седьмая сотня, подъём! Просыпайтесь, хватит дрыхнуть! – надрывается хрипловатым голосом мужичок в оранжевой каске, с видом бравого вояки обходя палаточный лагерь на Майдане. Впрочем, его армейские потуги явно излишни – большинство «митингувальников» уже час как на ногах: кто-то энергично колет дрова, кто-то поправляет транспарант с надписью «Витя, ты редиска!», а кто-то темпераментно «розмовляет» с соседями. Звучит украинский гимн. Побросав все дела, демонстранты принимают торжественно-благоговейные позы, пока их более голосистые товарищи старательно выводят: «Ще нэ вмэрла Украина…»

После ежеутреннего песенного ритуала Майдан снова напоминает разворошённый муравейник, по территории которого кто-то постоянно что-то волочёт – шины, доски, мешки со снегом, куски арматуры и авоськи с продовольствием. Но работа не волк, можно и поговорить с гостем из России: вдруг он всё же избежал тлетворного влияния Дмитрия Киселёва и прочей «москальской пропаганды»?

– Ты спрашивал, почему это всё происходит? – обращается ко мне «майдановец» Алексей, откладывая в сторону топор и полено. – Объясняю: только здесь ты чувствуешь, что занят важным делом, что от тебя реально что-то зависит. Это – непередаваемое ощущение! За пределами Майдана каждый сам за себя, а здесь мы вместе творим историю. Вам, россиянам, нас не понять…

Алексея понять непросто: в 2004 году он, будучи девятнадцатилетним пареньком, уже стоял на Крещатике с оранжевым шарфиком, кричал «Ющенко – так!» и верил, что нужно лишь несколько дней помёрзнуть на площади – и вскоре украинцы проснутся в чудесной европейской стране. Но чуда не случилось – в идеалах Майдана он быстро разочаровался («Этот морщинистый козёл и баба с косой нас предали!»). Да и собственная жизнь у Лёши не задалась – с женой он развёлся, бизнес погорел («слишком честный был»), а защитить диссертацию не получилось («надо было семью кормить»).

Сейчас Алексею 29 лет. Постоянную работу он так и не нашёл, перебиваясь из года в год разными «шабашками», – батрачит на стройках в Подмосковье, выносит горшки за немецкими пенсионерами, перегоняет подержанные автомобили из Польши... Всего за десять лет он сменил пятнадцать профессий. Но как только 1 декабря по всем СМИ разнеслась весть о суровом разгоне студентов на Майдане, Лёша бросил опостылевшую работу клубного администратора и примчался на перекладных из Винницы в охваченный революцией Киев.

– Иначе поступить я не мог – «тварь я дрожащая или право имею?» – по-детски улыбаясь, цитирует наш герой Достоевского. – На месте этой киевской школоты мог ведь оказаться мой младший брат. Ты будешь в сторонке стоять, когда дворовые гопники избивают ребёнка? Нет? И я тоже! В 2004 году мы наивные были, поверили политикам и быстро разошлись по домам – но теперь мы доведём нашу войну до конца…

– Тебе, Лёша, хоть на трибуне выступать, – прерываю я винницкого оратора. – Но не боишься, что, как и в «оранжевую революцию», вашим порывом воспользуются политиканы? 

– Это исключено, – в глазах Алексея загораются злые огоньки. – Хуже, чем сейчас, уже точно не будет. Понимаешь, я больше не хочу жить «нормальной жизнью» – настолько она беспросветна и бессмысленна. Ну вернусь я в Винницу, а дальше что? Опять работа, потом другая, потом третья – без шансов пробиться наверх. А здесь, на Майдане, я чувствую себя нужным Украине. 

Слушая вполуха этого «романтика революции», параллельно я наблюдаю любопытную сцену: молодая женщина в дорогой шапке и норковой шубе, явно киевлянка, грациозно плывёт между палатками, держа под руку сына, мальчика лет шести-семи. Мальчик, от удивления открыв рот, ходит по Майдану и всматривается в лица протестующих.

– Мама, а что это дяди на голову надели? Почему они в масках? – спрашивает парнишка.

– Чтоб их не побили, чтоб не отравились, – терпеливо объясняет сыну «столичная штучка».

– А палки им зачем? Они что, в войнушку играют?

– Да, вроде того, – отвечает раздражённо мамаша. – Смотри под ноги!

В это самое мгновение на меня нисходит озарение: я понял, что мне напоминает это карнавальное действо на заснеженном Майдане. Пожалуй, больше всего будни украинской революции похожи на... школьную вечеринку, когда ошалевшие подростки впервые напиваются допьяна, разносят в щепки квартиру, мучают соседей хард-роком, включённым на всю катушку, и при этом чувствуют себя героями голливудских боевиков.

Им кажется, что после этого бунта они станут взрослыми, добьются «респекта и уважухи» со стороны окружающих, а главное, радикально изменят свою пресную жизнь. Разумеется, в этом «празднике непослушания» в первую очередь виноваты взрослые (государство), недодавшие своим чадам любви и не сумевшие увлечь их интересным и важным Делом. Но и сами дети (народ), как правило, тоже хороши – устраивая бедлам, они не хотят думать о последствиях своей вечеринки и в итоге обязательно влипают из-за неё в неприятную историю. 

По сути, гулянья на «евромайдане» – яркий пример того, как тысячи украинцев – студенты, столичная богема, обиженные государством бюджетники, бизнесмены и даже пенсионеры – коллективно убегают от травмирующей их сознание реальности и массово впадают в детство. Достаточно приглядеться к лозунгам, намалёванным на стенах захваченных зданий: «Янукович – п…с», «Ты нас задолбал!» и «Витя, уйди, противный!». Вам они ничего не напоминают? А ведь они очень похожи на «глубокомысленные сентенции», оставляемые на партах восьмиклассниками.

Как любые нормальные подростки в пубертатный период, «майдановцы» отличаются повышенным нарциссизмом и искренне считают себя солнцем, вокруг которого вращаются планеты.

– На нас теперь весь мир смотрит! – захлёбываясь от восторга, восклицает 20-летняя Татьяна, продавщица «протестных» сувениров на Крещатике. – По телику вчера передали, что в Киеве решается будущее Европы. А утром ко мне подходили англичане и начали нас нахваливать: мол, молодцы, за свою свободу нужно драться! Ещё немного – и вы скинете вашего Лукашенко. Представляешь, они нашего Витю с батькой перепутали! Но суть, по-моему, верно передали.

Сама жизнь «майданной республики», при всей её взрослой организации, на низовом и среднем уровне напоминает увлекательную ролевую игру. Да, на площади царит неподдельный трудовой энтузиазм: мужики спешно укрепляют баррикады, парни в касках тащат строительные материалы, девчушки-хохотушки разносят горячий чай, а в захваченных зданиях ребята из бедных семей корчат из себя крутых чиновников. Но похожее воодушевление обычно царит и в песочнице, где дети передвигают машинки, наряжают кукол и играют в дочки-матери: уж очень им хочется почувствовать себя большими дяденьками и тётеньками.

– Я за неделю выучилась на медсестру и теперь ухаживаю за больными, – с озорным блеском в глазах рассказывает студентка Киево-Могилянской академии Светлана. – Мне даже пару раз разрешали вытаскивать раненых из-под пуль «Беркута». Дома и в институте так скучно, а здесь – настоящая жизнь! Мы работаем, поём песни, общаемся друг с другом, спорим о политике. Иногда я хочу, чтобы эта революция вообще не кончалась!

Но, пожалуй, с бунтующими тинейджерами сторонников Майдана больше всего роднит повышенная мечтательность, привычка верить любым медийным слухам, безответственное упоение текущим моментом и нежелание задумываться о последствиях своей «вечеринки». «Мы хотим, чтобы жизнь в Украине стала лучше» – эту фразу я слышал от добродушных бабушек в платочках и кандидатов наук, от богемных дизайнеров и сельских врачей, от серьёзных преподавателей и студентов-тусовщиков. Когда же эти милые, общительные люди слышат вопрос: «А у вас есть конкретная программа улучшения жизни?» – то начинают «барабанить» лозунгами. Мол, мы – за честных чиновников, за щедрых бизнесменов, за прямые дороги, за вкусные вареники и за безоблачное небо! Одним словом, за всё хорошее и против всего плохого!

– Пусть политики думают, как изменить Украину, пусть выдвигают предложения, – хитро улыбаясь, размышляет казак Пётр из Киевской области. – Наша задача – сменить эту воровскую власть. Пусть они видят, что мы не овощи, что с нашим мнением нужно считаться…

– А каково оно – ваше мнение? – спрашиваю я.

– Сколько тебе повторять? – возмущается Пётр. – Мы хотим, чтобы Янукович ушёл, а на его место пришёл нормальный президент! Пока этого не произойдёт, я буду здесь стоять. До победного конца!

– А разве от перемены физиономии в телевизоре жизнь так уж сильно изменится?

– Вот и жена моя так говорит, – сокрушается казацкий старшина. – Мы с началом революции больше не разговариваем: она спит в комнате, а я – в «предбаннике». Что с бабы возьмёшь? Всё равно в политике ничего не понимает.

Но как бы тысячи украинцев ни пытались с помощью революционного дурмана убежать от скучной, гнетущей действительности, реальность настигает их везде – даже на Майдане. Самоотверженное строительство баррикад, хоровое исполнение народных песен, оживлённые разговоры в палатках, зажигательные речи политиков на народном вече… Всё это вызывает энтузиазм в первые три недели, но со временем неизбежно приедается.

Выясняется, что убежать от насущных проблем и заполнить душевную пустоту с помощью майданной «палочки-выручалочки» не получается. И тогда одни покидают палаточный лагерь, а другие примыкают к правым радикалам, ведь только они кажутся им теперь «настоящими героями» и «борцами за правое дело». Что делать, такова психология взбунтовавшегося подростка: когда невинные шалости перестают будоражить воображение, он может пойти на более серьёзное хулиганство. Причём нередко – под влиянием малознакомых взрослых дядей.


мифы евромайдана

Нынешняя революция в центре Киева – уникальное медийное явление, которое обязательно попадёт во все учебники пиара. С помощью прессы, телевидения и интернета в умах и сердцах миллионов людей удалось сформировать мифическую реальность, в которой правду сложно отделить от вымысла. На психологическую раскрутку «оранжевых настроений» активно работают все центральные СМИ, которые контролируют украинские олигархи или напрямую западные владельцы. Среди них особую роль сыграла газета «Украинская правда», «5 канал» и интернет-портал «Громадська телебачення» («Общественное телевидение»). Так какие же мифы удалось внедрить в массовое сознание?


«Европа нам поможет»

«У народа украли мечту», «Нас лишили европейского выбора», «Мы никогда не станем цивилизованным государством» – эти лозунги, особенно на начальном этапе протеста, позволили вывести на улицы тысячи людей. Усилиями СМИ Европа стала восприниматься многими украинцами как земной рай, а Евросоюз – как бескорыстный благодетель. При этом условия Договора об ассоциации с ЕС центральная пресса обычно обходит молчанием. Поэтому многие «майдановцы» сильно удивляются, когда узнают, что это соглашение не предусматривает отмену виз, зато предполагает фактическую ликвидацию высокотехнологичных отраслей промышленности, серьёзные проблемы для сельского хозяйства и отрыв от российского рынка.

«Россия пойдёт на нас войной»

Участники Майдана в массе своей искренне верят, что Москва только и делает, что пытается поработить «вильну Украину» и превратить её в губернию «Малороссия». Среди манифестантов упорно циркулирует слух, что Россия уже давно ввела бы в Незалежную свои войска, если бы не сочинская Олимпиада. Согласно другой версии, российский спецназ уже воюет на улице Грушевского плечом к плечу с украинским «Беркутом» – якобы наших бойцов выдаёт «русский акцент». Сторонники этих теорий, впрочем, никаких доказательств не предоставили. Зато подтверждений вмешательства Запада во внутренние дела Украины предостаточно – одна только обнародованная прослушка заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд чего стоит!

«Янукович – кровавый диктатор»

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 2013 года спецназ жёстко разогнал на Майдане немногочисленных студентов – сторонников евроинтеграции. А утром 22 января снайперы расстреляли манифестантов, сражавшихся с «Беркутом» на улице Грушевского. «Майдановцы» свято верят, что эти преступления – на совести «Януковича и его кровавой банды». Вот только зачем власти в условиях сильного международного давления разгонять стремительно тающую демонстрацию? Зачем расстреливать людей и тем самым подставлять себя под санкции? Не исключено, что «избиение детей» на Майдане было спровоцировано «кротами» в окружении главы государства (недаром прежний глава администрации президента Сергей Лёвочкин подал в отставку сразу же после инцидента), а расстрел на Грушевского – дело рук подконтрольных иностранным спецслужбам анонимных снайперов. Однако «майдановцы» альтернативные версии даже не рассматривают.

«Кругом орудуют «титушки»

Слово «титушка» стало на Украине синонимом понятия «провокатор». Термин появился на свет с лёгкой руки уроженца Белой Церкви Вадима Титушко, который якобы на деньги власти напал в 2013 году на оппозиционных журналистов. С начала «евромайдана» «титушками» называют «конкретных пацанов» из восточных областей, которые изображают из себя нацистов в масках и провоцируют «Беркут» на применение силы. Разумеется, на средства «кровавого режима». Интересно, что во время удачных уличных акций оппозиция все лавры приписывает себе, а в случае неудачи – обвиняет «титушек».

Михаил Тюркин, Киев – Петербург. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно