Страна и мир

«Мистраль». Или деньги, или стулья

16 май

Сумма контракта, вокруг которого идут споры, – 1,2 миллиарда евро


Вертолётоносцы «Мистраль» снова всплыли как один из раздражителей в отношениях не только между двумя странами, но и между Россией и всей Европой. Французское правительство сообщило о готовности в скором времени расторгнуть контракт. Условие же выдвигает такое: Франция вернёт России аванс, да и то не весь, а РФ должна предварительно дать письменные гарантии на продажу обоих судов «любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок». Это сообщение подняло мощную волну комментариев в обеих странах.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, заявил:

– У нас принцип такой: или товар, или деньги. Этот принцип, собственно, и был зафиксирован на упомянутой мною встрече.

Под «встречей» господин Песков имел в виду апрельские переговоры между Владимиром Путиным и Франсуа Олландом в Ереване во время мероприятий, посвящённых столетию геноцида армян в Османской империи. Уже тогда руководство Франции давало понять, что контракт может быть расторгнут.

– В отношении «Мистралей» я обозначил два основных решения, – заявлял тогда французский премьер Мануэль Вальс. – Либо «Мистрали» доставят, что на сегодняшний день не является нашим обоюдным решением, либо мы заплатим издержки в той форме, которой достигнем путём переговоров.

Владимир Путин со своей стороны сказал, что Россию вполне устроит адекватная денежная компенсация, если Париж всё-таки откажется от поставок кораблей. В противном случае, по словам главы РФ, Францию ждут разбирательства в Европейском арбитраже.

 

Доводить дело до суда французы не захотели и решили попробовать решить вопрос кулуарно – по дипломатическим каналам. Что ж, теоретически между Москвой и Парижем вполне может быть заключена сделка, однако в этом случае им придётся урегулировать целый ряд спорных вопросов. Но какие из них могут стать главными «яблоками раздора»?

Во-первых, это сумма компенсации. Французы предлагают возместить убытки России на сумму 785 миллионов долларов, хотя Москва уже оплатила 890 миллионов евро в качестве аванса. Кроме того, РФ потратила немалые суммы на обучение 400 моряков для управления вертолётоносцем, строительство инфраструктуры для базирования судов во Владивостоке и работы по созданию под «Мистрали» палубных вертолётов Ка-52К (четыре опытных образца).

Во-вторых, это тот самый пункт о праве на перепродажу третьим странам, которого так добивается Париж. Россия категорически отказывается идти на уступки в этом вопросе, и её можно понять. Дело в том, что часть технологий, в том числе кормовая часть кораблей, была построена и запатентована именно в России, а кому захочется передавать другим свои технологические секреты за бесплатно?

В-третьих, серьёзный конфликт может вызвать ситуация, при которой Франция оправдает нарушение контракта… «ограничительными мерами правительства Франции», приравняв запрет на продажу (собственный, по сути, запрет) к форс-мажорным обстоятельствам.

Но что станет с «Мистралями», если они всё-таки не достанутся России? В начале мая во французских СМИ появилась версия о возможности продажи вертолётоносцев Китаю. Она возникла после прибытия в Шанхай на семь дней двух кораблей – Аconit, фрегата класса «Лефайент», и Dixmute – вертолётоносца класса «Мистраль». Французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан в связи с этим напомнил о существовании эмбарго на продажу оружия Китаю и опроверг эту утку. Тем не менее слухи о возможности перепродажи «Мистралей» третьей стране не утихают. В качестве потенциальных покупателей фигурируют Португалия, Нидерланды, Австралия, Аргентина, Египет, Канада и даже Индия. В России к таким спекуляциям относятся скептически, поскольку спрос на вертолётоносцы, которые к тому же адаптированы к навигации в экстремально холодных погодных условиях, в реальности достаточно ограничен.

Впрочем, пока французское правительство пытается выйти сухим из воды, сами французы негодуют. В социальных сетях, блогах и в комментариях к статьям в интернете обычные граждане выражают недоумение по поводу политики своего правительства, тем более когда украинский кризис постепенно затихает. Французы далеки от понимания смутных обещаний, что выплата неустойки будет осуществлена без убытков для простых налогоплательщиков: якобы не они будут платить, а «правительство Франции». Люди справедливо считают, что их правительство существует на деньги налогоплательщиков, а если это не так, то на чьи деньги существует правительство Франции? Может быть, «на европейские кредиты» или на «деньги Катара»? Так, Арлет пишет на форуме газеты «Фигаро»:

«Счёт, как всегда, будем платить мы, причём из-за единоличного решения Олланда?»

Регулярно появляются также и ссылки на историю с самолётами «Рафаль». И неспроста. С начала 2015 года французскому министру обороны удалось подписать первые договоры о продаже этих машин сразу трём странам: 24 Египту, 36 (правда, вместо обещанных 126) – Индии, 24 – Катару. Говорят также о будущем возможном договоре о продаже «Рафалей» Объединённым Арабским Эмиратам. Видимо, именно эти новые продажи позволили французскому правительству предложить России расторгнуть договор по «Мистралям» с частичной выплатой неустойки.

Французы возмущаются такой двойственной политикой Франсуа Олланда:

«Я шокирован нашей позицией в деле «Мистралей», – читаем на французских форумах в интернете. – Хорошо, Путин не пацифист, но два корабля не позволят ему высадку в Нормандии или атаку балтийских стран, ведь существует НАТО! Мы играем роль «бдительных партнёров», но вопрос о правах человека никогда не стоит, когда речь идёт о заключении сделок с нефтяными королевствами Ближнего Востока или африканскими режимами! В этом нет ни логики, ни уважения к себе!»

Комментатор JL добавляет:

«Почему мы продаём «Рафали», но не можем доставить «Мистрали»? Что, в Саудовской Аравии или в Катаре лучше живётся, чем в России (особенно женщинам)?»

А господин Verificator шутит, что «скоро переименуем мост Александра III в Париже в мост Хамада бен Халифы, катарского эмира».

 

Елена Развозжаева, собкор «НВ» во Франции, Михаил Косарев, политический обозреватель «НВ». Фо­то «Ин­тер­пресс»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь