Спорт

«Мне хватает риска на трассе»

14 января

Автогонщик Тимур Тимерзянов рассказал «НВ», как ведёт себя за рулём обычной машины, и объяснил, почему отказался от карьеры футболиста

Казанец Тимур Тимерзянов в 27 лет уже дважды стал чемпионом Европы по ралли-кроссу. Его победы вместе с триумфами команды «КАМАЗ Мастерс» в престижном ралли «Дакар» – весомый вклад не только в успехи спорта Татарстана, но и всей России.

– Тимур, как вы начали заниматься автоспортом?

– Сначала занимался акробатикой, лет до 12, затем получил травму и на этом карьеру завершил. У нас был друг семьи, который занимался картингом. Меня все уговаривали – давай сходим, посмотрим, попробуем. В итоге я прошёл год теоретического обучения и в 13 лет выехал на первые соревнования по картингу.

– Акробатика как-то помогла в занятиях автоспортом?

– Помогает и по сей день, ведь это отличная тренировка вестибулярного аппарата. Такие виды спорта развивают левое полушарие мозга, влияют на координацию. До сих пор хочу вернуться в акробатический зал. Я многим увлекался помимо акробатики, занимался ещё и дзюдо, и в футбол пробовал играть. Было много разного – искал самого себя. Главное, что не занимался плохими делами.

– В футбол долго играли?

– Два года поиграл, кайфа большого не получил. Футбол – спорт немного «бандитский», каждого спортсмена сопровождает тот, кто стоит за его карьерой. Были и другие моменты, которые не понравились. Играя за команду ребят 1987 года рождения, мы приезжали на соревнования, а против нас выходили парни чуть ли не со щетиной. Мне больше нравился картинг, и я решил остаться в этой стихии.

– Что вам дал картинг?

– Это работа своими руками. Ты что-то собираешь, придумываешь, а результат зависит только от того, как ты к этому относишься. Первые карты были российского производства, и нам приходилось их дорабатывать. Всю работу делают пилоты, тебе помогает тренер, а ты собираешь всю технику в единое целое. Как к ней относишься, такую отдачу и получаешь. Если плохо – месяц собирал, а через час уже сломалась. А вообще картинг – это основная подготовка всех пилотов независимо от класса гонок. Неважно, где ты хочешь выступать, – понимание и философия закладываются здесь.

– Почему затем выбрали ралли-кросс? И вообще, что это такое, чем отличается от ралли и от кросса?

– Кросс – это постоянно грязь, гонки только на грунте. В ралли ты едешь чётко на звук, как тебе говорит штурман, туда ты и должен ехать, – ты полностью доверяешь второму пилоту в твоём автомобиле. У нас же в ралли-кроссе штурмана нет, трасса замкнутая – круг, 60 процентов асфальт, 40 – грунт. Мы знаем каждый поворот, а их там немного. Это зрелищный вид гонок. Динамика – автомобиль разгоняется до 150 километров в час менее чем за две секунды, прыжки – бывает, что три машины одновременно перелетают через трамплин. На ралли же такого нет, там идёт только борьба пилота со временем. В ралли-кроссе ты едешь ещё и в контактной борьбе. Для зрителя это более интересно, чем смотреть, как машина пролетает один поворот и дальше ждёшь следующую. Здесь у тебя старт за стартом, контакт за контактом.

– Сколько длится гонка в ралли-кроссе?

– Финальный заезд порядка шести минут, отборочный – около четырёх. Динамичная гонка – четыре или шесть кругов, и всё. В классе бывает до 50 участников, они должны проехать все заезды. Каждые шесть минут очередной заезд с пятью участниками. У зрителей есть целый день, чтобы посмотреть гонки, как бои в боксе. У тебя же шесть минут, чтобы показать результат.

– Какими качествами должен обладать гонщик?

– Должна быть целеустремлённость, настрой, координация. Нужно быть хладнокровным. Нельзя давать волю своим чувствам и амбициям. Любые эмоции в автоспорте ухудшают результат. Ты начинаешь нервничать, суетиться и допускаешь ошибки.

– Неужели удаётся соревноваться без эмоций?

– Эмоции присутствуют, но нужно уметь себя сдерживать. У нас есть эмоциональные гонщики, которых можно задеть на трассе, и они сразу выходят из себя.

– Что важнее – мастерство пилота или машина?

– Есть мастерство, которое приобретается со временем, которое ты накатываешь. Есть талант, который должен присутствовать, – только на мастерстве далеко не уедешь. И есть автомобиль, хотя даже самым лучшим автомобилем всё равно нужно уметь управлять. Это сочетание 50 на 50. Машина может быть очень хорошей, но если как пилот будешь слабым, то ничего не сделаешь.

– Сколько стоит машина для ралли-кросса?

– От 350 до 450 тысяч евро. Это автомобиль чемпионата мира. При этом у нас нет больших призовых. Нет такой профессии, как автогонщик. У многих это хобби. Любимое занятие, они тратят свои деньги. Кто-то едет в убыток, кто-то остаётся при своих. Всегда по-разному, от спонсоров зависит. У нас другие бюджеты, не «Формула-1».

 

– Что чувствуете после гонки?

– Выпускается большое количество адреналина. Когда есть результат, то зачем успокаиваться? Нужно радоваться и наслаждаться. Когда нет результата, начинаешь себя сжигать – где-то не то сделал, допустил ошибку на трассе.

– Как проходит подготовка к соревнованиям?

– Физическая – в спортзалах. А в остальном тесты. Важно проехать разные трассы, грунты. Тебе дают автомобиль, который инженеры должны подготовить. Существует много настроек, которые важно сделать на тестах, чтобы машина могла показать лучшее время. Пилот должен доверять своей технике, сесть в автомобиль и полностью расслабленным проехать. Когда пилот теряет доверие – пропадает уверенность, появляется страх. Перед гонкой просто сидим в закрытом парке и прокручиваем в голове всю картину, как что. Где-то проигрываешь на каком-то повороте, где-то можешь прибавить. Прорабатываешь тактику, определяешь, кого из соперников лучше не видеть в своём заднем бампере, а кого, напротив, лучше не видеть на переднем бампере.

– Некоторые гонщики признаются, что показывают своё лучшее время, только когда в машине звучит их любимая музыка.

–Я ни одного пилота не знаю, который ехал бы с музыкой во время заезда. Музыка – это твой инженер, который сидит на другом конце трассы и по рации подсказывает, что делать.

– Какая гонка запомнилась вам больше всего?

– Запоминаются те, где я победил. Например, когда я стал чемпионом Европы в 2010 году в Польше. Или первая победа в полном приводе в Бельгии, когда я финишировал без колеса. Также хорошо помнятся трассы, с которыми я не дружу. У меня Англия – самый сложный этап. Я там был шесть раз, и всё какие-то проблемы – выше пятого места никогда не поднимался. В этом году сломался двигатель. Поменяли, завели новый, а он тоже сломался.

– Есть ли у вас какие-то суеверия перед гонками?

– Таких, как у хоккеистов – во время плей-офф не бриться, – нет. Есть некоторые моменты, складывающиеся из конкретных ситуаций. Например, однажды в день гонки захотел днём поесть, пошёл, поел и расслабился. В следующий раз уже когда есть захочешь, то не ешь.

– В Казани хорошо развиты командные виды спорта: футбольный «Рубин», баскетбольный УНИКС, хоккейный «Ак Барс», волейбольный «Зенит» становились чемпионами страны. Болеете за них?

– Ближе всего мне хоккей. Я многих ребят из «Ак Барса» знаю, общаюсь с ними, вижу их отдачу. С Евгением Медведевым у нас есть общие друзья. Раньше с Данисом Зариповым были хорошие отношения, когда он играл в Казани. Я сам иногда в хоккей играю. С волейболистами чуть меньше пересекаюсь, а с футболистами вообще никакого контакта нет.

– Общаетесь с ребятами из команды «Камаз Мастерс»? Пробовали прокатиться на грузовике?

– Это всё те парни, с которыми вместе начинали. Свой первый карт купил у Эдуарда Николаева, он мне помогал, собирал двигатели, на которых я побеждал. Со всеми выросли в одном коллективе. На Камазе же ездил только как пассажир. Это совсем другая специфика, философия – управление машиной, которая весит десять тонн.

– Каких целей вы хотите ещё достичь?

– Титул чемпиона мира пока остался в стороне. Плюс хотел бы стать заслуженным мастером спорта России.

– Насколько быстро вы ездите по городу на обычном автомобиле?

– У меня очень спокойный стиль вождения. Моя машина рассчитана на надёжность, на безопасность. К тому же в городе ты не едешь на время. У тебя нет финишной черты, которую ты пересекаешь первым или последним. Просто едешь от одной точки к другой. А какое-то опоздание в две-три минуты не сыграет большую роль. Мне хватает своего риска на трассе.

 

Беседовал Феликс Шифрин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1