Взгляд

Многая лета творцу

14 мартa

«Я потом, что непонятно, объясню», – пел Булат Окуджава, вспоминая работы знакомых художников. Но почему-то люди, вовсе не сведущие в искусстве, пытаются чужие работы не рассудить, а немедленно осудить.

Итак, в действиях директора Новосибирского театра оперы и балета и режиссёра суд состава преступления не нашёл. Эксперты выставили вполне чёткую оценку: высказывание в искусстве совсем не то, что в публицистике. Будем надеяться, общество эту посылку оценит и примет. Тем не менее повод для разговора всё-таки остаётся. Каждый в этом мире считает себя знатоком искусства, в том числе театрального, но далеко не все пытаются своё недовольство обернуть... скажу мягко – заявлением в органы государственного надзора. Такой прецедент опасен по многим причинам.

Во-первых, мне совершенно неясен повод, по которому представители церкви обращаются за содействием к государству. Им как будто бы более подобает быть моральным авторитетом, а не силой подавления. Подобные действия показывают, что церковь предполагает сделаться одной из ветвей государственной власти, а это симптом неприятный. «Выявляется кризис самой религиозности, который заставляет религиозную власть искать помощи у власти политической в надежде, что так она сможет справиться со своим собственным кризисом», – подытоживает рассмотрение подобных случаев известный европейский писатель и философ Жорж Корм, автор обстоятельного эссе «Религиозный вопрос в XXI веке». Патриархат, впрочем, уже осудил подобные шаги, хотя, по-моему, не слишком уверенно.

Во-вторых: кто же решается судить, что в произведении искусства оскорбляет человеческие чувства, а что просто оказывается выше уровня разумения современников создателя картины, скульптуры, книги, фильма, спектакля. Подобную ситуацию показал, в частности, Арчибальд Кронин в романе «Путь крестоносца», так что проблема эта касается не одной только России. Я не поклонник изысков нынешних режиссёров, но и не могу сказать, что меня оскорбляют их решения кино- и театральных мизан­сцен. Я просто ухожу в сторону, пытаюсь критиковать, но вовсе не осуждать. На памяти моего поколения и суд над «литературным трутнем», и «бульдозерная» выставка, и эмиграция многих писателей, составивших суть русской литературы минувшего века.

А если продвинуться далее в глубь веков, то вспомним и офицеров народной милиции города Амстердама, возмутившихся живописцем, расставившим их на холсте не сообразно внесённой плате. Ну и какой же ответственный судия возьмётся решить, как соотносится с чувствами и нравами картина Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос»? На ней изображён Иисус в виде человека, только что претерпевшего страшную мученическую смерть. Не знаю, как Никео-Цареградский Символ веры оценивает степень тварного, плотского в земном воплощении Бога Сына, но князь Мышкин у Фёдора Достоевского, вспомнив работу живописца, ужасается: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!» И, читая этот эпизод, не знаешь, чего в этом восклицании больше – восторга перед мощью кисти художника или же негодования истинно верующего человека.

Да, мы живём в небывало плотно населённом и тесном мире. Любой шаг, случайный взгляд и уж, разумеется, нечаянное слово может вызвать недовольство не только ближнего, но и дальнего. Однако если мы собираемся строить гражданское общество, то хорошо бы выработать систему общественных институтов, которые позволят нам обсуждать самые злободневные вопросы и приходить к компромиссному решению, не призывая на помощь органы принуждения. А то ведь уже и представители законодательной ветви власти просят судебную разобраться в том, что происходит в театрах и галереях…

Что же до меня, то уверен: искусство, взятое в самом широком смысле, выше и религии, и политики. Мысль крамольная, еретическая, но в союзники я призову Александра Ивановича Куприна. В одном его рассказе дьякон должен произнести анафему Льву Николаевичу Толстому. Но пока в церкви перечисляют прегрешения графа, отец Олимпий вспоминает «прелестную повесть о том, как на Кавказе жили солдаты, казаки, чеченцы», которую он взахлёб читал этой ночью с вечера до утра. И когда наступает его черёд, «напрягая всю мощь своего громадного голоса, он начал торжественно:

 

– Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, боярину Льву... Многая ле-е-е-та-а-а-а-а...».

 

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь