«Мы не имеем права использовать детей как заградотряд»
На этой неделе глава Минобразования РФ отчитался перед Госдумой. Напомним, Андрей Фурсенко сообщил депутатам, что все новые образовательные стандарты будут приняты до конца 2010 года. Информация о том, что с 1 сентября они начнут применяться в российских школах, вызвала у депутатов множество вопросов. В ходе дискуссии глава Минобрнауки отметил, что уже утверждены более 400 стандартов для начального и среднего профобразования, а также порядка 500 – для высшего (бакалавриат, магистратура, специалитет). После выступления в парламенте министр встретился с корреспондентами «БалтИнфо» и ответил на вопросы, которые волнуют всех петербуржцев.
– Андрей Александрович, что означает формулировка «новые образовательные стандарты»? Чем они тогда отличаются от старых, если таковые были?
– В России некоторое время назад был принят закон о государственных образовательных стандартах. Теперь принципиально иной подход к структуре программ. Раньше утверждали огромное их количество, а сегодня оставили только несколько основополагающих вещей: первое – что должен знать человек в итоге, второе – какие условия должны быть для успешного усвоения материала и третье – какова структура материала. Закон не носит четкой формулировки – «только так и не иначе». Он направлен на результат.
Впервые становится важен даже не сам процесс, а итог. Каким выйдет человечек из школы, каким он покинет вуз, что принесет с собой в жизнь. При этом 70 процентов образовательных стандартов должны быть абсолютно одинаковыми для всех, вне зависимости от региона и учебного заведения. А 30 процентов – варьирующееся содержание программ, впервые отданное под полную ответственность руководства образовательного учреждения. Это огромная ответственность на уровне школы.
– Каковы итоги эксперимента под названием «Единый государственный экзамен», на ваш взгляд?
– В общем ЕГЭ состоялся не только в реальности, но и в умах. Да, есть и недочеты, но назовите мне хоть одну составляющую жизни, где все идеально! Не нужно нагнетать страсти вокруг ЕГЭ. Мы не имеем права использовать детей в качестве заградотряда, за которым идут взрослые и доказывают что-то свое. Три четверти учителей, родителей и учеников поддерживают Единый государственный экзамен. Нападают же на эту систему в основном те, кто не имеет о ней ровным счетом никакого понятия.
– Как гарантировать честность результатов, если в интернете можно найти и купить решения, готовые варианты?
– Никому не советовал бы тратить время и деньги на поиски этой информации. Зачем искать обходные пути, не лучше ли прикладывать максимум усилий для сдачи предмета? Очевидно одно – ЕГЭ проверяет разные спектры знаний и служит своеобразным фильтром. У нас нет задачи отобрать самых талантливых и исключительных. Люди должны доказать, что хотят и могут дальше учиться.
– И все-таки – есть ли у ЕГЭ хоть один серьезный недостаток?
– Дайте подумать... Да, есть. Мы слишком много внимания уделяли технологии, а между тем велик психологический барьер, который пока мешает многим детям и педагогам. Может, нужно ввести ЕГЭ и после 9-го класса, а в порядке тренировки – в 7-х или 8-х классах. Пусть ребята привыкают к самой форме экзамена.
– Будет ли в России платное образование?
– Никогда! Ни в коем случае. Конституция является гарантом этого важнейшего обязательства, которое государство берет на себя перед каждым своим гражданином. Более того, в Конституции РФ ни слова не сказано о качестве образования, мы же добавляем со своей стороны – обучение должно быть качественным, и никак иначе.
В рамках нового закона мы сделаем все, чтобы российское образование вышло на принципиально иной уровень. Почему все твердят про платные услуги? Как будто это невидаль какая-то. Все прекрасно знают, что их сплошь и рядом оказывают и сейчас, вот только на каком уровне? Это тоже нужно регулировать. И последнее. Обеспечение каждого образовательного учреждения теперь не в последнюю очередь зависит от результатов обучения. Мотивация, согласитесь, серьезная.