Мнения и комментарии

Мы перешли во вторую стадию реставрации

22 ноября

В политике, проводимой сегодня Россией, легко увидеть аналогии с политикой Наполеона III второй половины XIX века. И такое аналитическое пересечение неслучайно. Оба режима относятся к типу реставрационных. Такие режимы возникают после серьёзных социальных пертурбаций. И они обычно копируют то, что было до революции, пытаются воссоздать прежний уклад.

Реставрационный режим всегда опирается на идеологию державности: «У нас была великая страна, и нам нужно её воссоздать». Первая половина реставрации, как правило, очень успешная. Это и понятно, ведь реставрация наступает после социальных потрясений в тот момент, когда нация жаждет стабильности. 

Вторая положительная особенность этого режима в том, что, как правило, с его приходом начинается экономический подъём. К этому времени образуется свободное экономическое пространство, куда экономика и устремляется. Темпы развития хорошие, повышается уровень жизни. Так что в первой фазе развития этот режим необычайно популярен.

Вспомним первые два срока президентства Владимира Путина. Он стабилизировал ситуацию в стране, наладил экономику, Россия «встала с колен». То же самое было во Франции при Наполеоне III. Практически уничтоженная после поражения Наполеона I страна лишь при Наполеоне III обрела стабильность и начала развиваться. Франция тогда очень быстро богатела, там появился мощный средний класс. Именно тогда Франция в союзе с другими европейскими державами выиграла Крымскую войну с Россией, победила ослабевающую Австро-Венгрию, присоединила Савойю и Ниццу, провела несколько успешных колониальных войн. Но здесь она дошла до «точки перелома» – началась вторая фаза реставрации.

Вторая фаза реставрационного режима – катастрофическая. Причины этого тоже понятны: исчерпан внутренний потенциал развития; чтобы развиваться дальше, необходимы реформы не только экономические, но и политические. А этот режим во всех случаях является авторитарным и никакие политические реформы проводить не хочет. Развитие сначала тормозится, потом останавливается, и социальная напряжённость растёт.

При Наполеоне III был один показательный момент: в стране объявили плебисцит, связанный с новыми правилами формирования правительства. И вдруг выяснилось, что на вершине могущества Франции треть французов голосует… против своего императора. Для Наполеона это было полной неожиданностью. Именно тогда у него стало возникать ощущение, что Франции необходимо компенсировать отсутствие внутренних достижений внешними победами.

Примерно в такой же ситуации оказалась и российская власть, когда зимой 2011–2012 годов неожиданно вспыхнули гражданские протесты. Притом что в стране всё было нормально – за исключением тормозящей экономики, но это можно было списать на последствия мирового кризиса.

Каков же выход из этой ситуации? На реформы реставрационный режим, как правило, не способен, но есть другой фактор, сильно влияющий на развитие сюжета. Это – психология самого правителя, не важно, кто он – император, диктатор или президент.

 

Зимой этого года мы наблюдали «битву за Киев», которую Россия проиграла. Весной – «битву за Крым», которую Россия выиграла. Сейчас идёт «битва за Донбасс», её исход пока не ясен. Лично мне кажется, что победителей там не будет вообще, – её проиграют все. Но сам факт налицо – мы перешли во вторую стадию реставрационного режима, нас ожидают большие социальные трансформации. И многое теперь зависит от личностного фактора – решений и поступков нашего президента Владимира Путина.

 

Андрей Столяров, писатель, культуролог
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь