Спецпроект

«Мы пришли вовремя…»

02 июня

 

Команда атомного ледокола «Россия» приступила к эвакуации станции «Северный полюс – 37»

Система разрывов, возникшая из-за перемены ветра в Арктике, позволила ледоколу «Россия», на котором находится и корреспондент «НВ», значительно увеличить скорость движения. В воскресенье судно вошло в так называемый Канадский сектор Арктики (эта часть региона принадлежала Канаде раньше, сейчас здесь нейтральные воды) и на хорошей скорости двигалось к дрейфующей станции СП-37. А во вторник наконец добралось до места назначения.

Ученым удалось воспользоваться погодными условиями. В течение почти двух суток ледокол двигался практически по чистой воде, лишь периодически преодолевая торосы. Даже неразлучная спутница путешествия – дикая трясучка и вибрация – прекратилась, но, к сожалению, прекратилась ненадолго.К тому моменту участники экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» уже начали подготовку к погрузочным работам (особое внимание уделяется инструктажу стропальщиков). Напомним, кроме дрейфующих на льдине полярников на борт «России» предстоит поднять более двухсот тонн груза – разборные домики, исследовательское оборудование, бочки с горючим, технику. Планируется, что эти работы будут закончены за 5–6 дней, после чего ледокол отправится обратно в Мурманск. Ученые прорабатывали такой вариант, чтобы вместо снятия станции найти для полярников другую льдину, на которой они могли бы доработать оставшийся срок экспедиции (это примерно три месяца). Но как рассказал руководитель экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» Владимир Соколов, от этой идеи пришлось отказаться...

Первое серьезное ЧП произошло в субботу. Одного из членов экипажа ледокола скрутил острый приступ холецистита. Больного срочно доставили в медсанчасть, и поначалу врачи даже намеревались доставить его в ближайший населенный пункт и только потом продолжать движение к СП-37. Для этого пришлось бы преодолеть не менее 400 лишних миль. Рассматривался также вариант доставки пострадавшего на берег с помощью вертолета, но и в этом случае путь удлинился бы как минимум миль на 200, так как «крыло» вертолета (то расстояние, которое он может преодолеть до берега и обратно до ледокола без дозаправки) составляет примерно 150–170 миль. К счастью, все оказалось не так страшно, как могло бы быть, и спешно созванный консилиум врачей постановил – больного можно лечить прямо на борту. Сейчас его состояние стабильно, жизнь вне опасности, моряк идет на поправку.

Арктика не перестает преподносить сюрпризы. Оказывается, здесь почти нет запахов! Все, чем пахнет на палубах (еда, машинное масло и так далее), связано с ледоколом. Поэтому даже едва заметный запах дерева, исходящий от сложенных на борту досок, воспринимается как настоящий аромат далекой земли. А ведь в городе мы на это внимания не обращаем.

Вчера атомный ледокол «Россия» подошел к дрейфующей станции СП-37 и пришвартовался у одной из частей льдины, на которой зимовали полярники. Теперь в течение 5–6 дней предстоит круглосуточная работа по погрузке оборудования и снаряжения на борт ледокола. Швартовке предшествовал рекогносцировочный полет вертолета Ми-8, основной задачей которого было наметить несколько точек возможной стоянки и определить площадки, с которых будет осуществляться погрузка. Кроме того, на станцию с борта «России» отправился один из специалистов-метеорологов. До прибытия судна к месту назначения ему предстоит провести несколько исследований, а также тестирование и консервацию метеокомплекса. Одним из первых побывать на СП-37 удалось корреспонденту «НВ», отправившемуся на рекогносцировку вместе с учеными и вертолетчиками.

Сверху хорошо видно, как сильно дрейфораздел ударил по льдине, на которой разместилась СП-37. Сейчас станция представляет собой практически несколько отдельных островков, между которыми пролегли глубокие трещины. Через часть разломов проложены деревянные мостки, по которым можно перебраться с одной стороны на другую. Но некоторые куски уже недосягаемы без специальных средств. Чтобы забрать с них оборудование и материалы, придется высаживать на льдину с помощью вертолета бригаду, затем забирать груз, после чего вывозить людей.

– Льдина, на которой дрейфовали полярники, сильно разломана, на спутниковых снимках и даже на снимках, сделанных с помощью беспилотного летательного аппарата, всей картины мы не видели, обстановку в полном объеме оценили уже на месте, – рассказал после рекогносцировочного полета руководитель экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» Владимир Соколов. – Процесс разрушения льдины полностью контролировался персоналом СП-37, так что жизни и здоровью полярников ничего не угрожало. Но снимать станцию однозначно уже пора. Мы пришли вовремя.

Встречая вертолет, ученые с СП-37 не скрывали своей радости. И это неудивительно – после длительной зимовки (дрейф станции продолжался с начала сентября прошлого года) приход ледокола и встреча с друзьями и знакомыми для них стали радостным событием.

– Ждали вас еще дней десять назад, – признался корреспонденту «НВ» один из полярников. – Вот уже и большинство вещей упаковали.

Кстати, с «России» на станцию доставили небольшой подарок – два мешка свежих фруктов, которых зимовщики не видели почти год. Встреча на льдине проходила под аккомпанемент несмолкаемого лая Дика и Динки, двух четвероногих обитателей СП-37.

– Да вы не бойтесь, это они только на вид такие грозные, – шутили полярники. – А так они вас сами боятся.

Гостей напоили горячим чаем с бутербродами (вот оно, полярное гостеприимство – даже в столь сложных условиях в первую очередь гостя нужно обогреть и накормить), после чего специалисты приступили к изучению спутниковых снимков. Несколько фотографий вывели на экран большого монитора, установленного в домике, служащем полярникам камбузом и столовой. Но определить оптимальный вариант швартовки ледокола по ним не удалось. Поэтому в течение десяти-пятнадцати минут Владимир Соколов, капитан «России» Александр Спирин и начальник СП-37 Сергей Лисенков осматривали разломанную льдину с вертолета. Выбор места, к которому причалит ледокол, очень важен. В данных условиях любое его движение может привести к дальнейшим подвижкам льда, и работа по снятию станции осложнится.

– Наметили несколько подходящих точек, – говорит Владимир Соколов. – Более предметно разберемся уже на месте.

Тем временем полярники показали корреспонденту «НВ» свою вотчину и немного рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в результате разлома льдины. Основные сложности в этом плане, как удалось выяснить, были связаны с тем, что новые разломы в ледяной поверхности могли произойти в любой момент. На перебазирование домиков или бочек с горючим с отколовшегося куска льдины на основную площадку в таком случае остается очень мало времени, и, если не успеть этого сделать в ближайшие час-два после откола, до оборудования уже практически не добраться. Так, например, случилось с трактором-болотоходом. Машину планировалось использовать для буксировки двух домиков поближе к месту станции. Но, как сообщил один из членов СП-37, льдину оторвало буквально в один момент.

– Я такого вообще никогда в жизни не видел, кусок оторвало и начало уносить со скоростью курьерского поезда, – рассказал полярник. – У нас ведь может образоваться трещина примерно в 30–40 сантиметров и не расширяться в течение пары месяцев, а затем в один момент отколется кусок, и тут уж не зевай, а то отнесет так далеко, что потом не достанешь.

Сейчас трактор находится на расстоянии примерно в 700 метров от основного лагеря, его (как и два домика, дрейфующих на этом же куске льдины) планируется поднять на борт ледокола в первую очередь. Для этого «Россия» должна подойти к ним вплотную, чтобы задействовать подъемные краны. Иным способом многотонную машину не погрузить. Подобной участи, к счастью, избежал блок дизельной электростанции. Трещина пролегла между домиком, в котором находились генераторы, и мастерской. По удачному стечению обстоятельств через некоторое время ее пересекла другая трещина, и разлом остановился. А вот баня, к сожалению, утонула – лед разошелся как раз в том месте, где стояла парилка. Чтобы дома не поплыли, их оттаскивали от края разломов с помощью лебедок.

Большая часть оборудования будет перевозиться со льдин к ледоколу вертолетом. На станцию уже доставили специальные стропы и сети, в которых летательный аппарат будет нести бочки. Погрузкой круглосуточно станут заниматься три бригады, график работы которых – 4 часа через 8. Всего на борт планируется доставить около 200 тонн груза.

 

Никита Рубцов. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь