Планета

«Мы видим мир как большую Литву»

31 май

 

Вице-министр иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс рассказал «НВ» о перспективах сотрудничества его страны с Россией и объяснил, что объединяет литовцев, живущих в разных странах

 

Современные отношения Литвы и России нельзя назвать очень теплыми – над ними до сих пор висит «тень советского прошлого», которое по разные стороны границы оценивают по-разному. Тем не менее двум странам никуда не уйти от соседства, а следовательно, и от сотрудничества друг с другом. Вице-министр иностранных дел Литвы Эвалдас ИГНАТАВИЧЮС рассказал «НВ», на чем сегодня строятся отношения Литвы и России и как двум странам найти компромисс в неоднозначных вопросах истории.

– 9 мая в России отмечали великий праздник – День Победы. Что эта дата значит для жителей современной Литвы? 

– Мы отмечаем окончание Второй мировой войны 8 мая. В этом году у нас в честь этой даты проходило множество мероприятий, в которых принимало участие и российское посольство. По поводу даты у нас двоякое чувство. С одной стороны, это было окончание великой трагедии, кровопролитной войны, унесшей жизни миллионов людей, в том числе и литовцев. Особенно нас затрагивают такие трагедии, как Холокост – уничтожение практически всего литовского еврейства, – а также то, что случилось с польским населением и другими этническими группами Литвы. Вильнюс в результате потерял тот мультикультурный вектор, которого город придерживался столетиями. Эти потери мы видим как результат столкновения двух тоталитарных структур – коммунистического тоталитаризма и прежде всего, конечно, нацизма. Литва как раз находилась на стыке этих структур, и конец войны означал для нашей страны новую оккупацию. 

Вот уже два десятилетия мы празднуем третью независимость Литвы и надеемся, что ни одна из тех исторических трагедий не повторится – ни вой­­на, ни оккупация. У России свой взгляд на историю, но я думаю, что и в этом мы понемногу приближаемся к взаимопониманию. Наши историки, например, уже создали общий том документов, касающихся 1940 года, то есть преддверия войны. Будем надеяться, что историки будут двигаться и дальше в этом направлении. Эти шаги даются нелегко: не скрою, у нас сильно разнятся некоторые трактовки событий XX века, но главное – не замалчивать эти проблемы, а искать компромисс. 

У нас возникла идея создать Форум доверия, в котором мы предложили поучаствовать и российской стороне. Этот форум ставит своей целью наладить диалог между российской и литовской общественностью, передать позитивную эстафету молодежи наших стран, расширить знания о наших культурах. К диалогу мы хотим подключить не только историков, но и популярных артистов, спорт­сменов, чтобы связи налаживались на всех уровнях. Ведь если копнуть глубже, то наши страны и в культурном плане очень многое связывает. По большому счету наши отношения деформируются в худшую сторону только из-за политических новостей и трактовок истории, в то время как народы очень дружны и крепко связаны друг с другом.

– Какие направления сотрудничества России и Литвы вы считаете наиболее перспективными и важными?

– Больше всего у нас контактов, конечно же, с Северо-Западом России – это и торговля, и туризм, и транспорт. У нас есть большие проекты – например, контейнерный поезд «Сауле», маршрут которого пролегает через Россию и Казахстан в Китай. Мы хотим активно развивать с Россией сотрудничество в сфере транзита грузов, а также выйти на взаимовыгодные формулы по энергетическому сотрудничеству. Сейчас Литва до 80 процентов своих энергоресурсов получает именно из России. И мы заинтересованы в более гибких отношениях в энергетической сфере с российскими партнерами. 

Двусторонние переговоры идут по многим вопросам, но взгляд на некоторые из них у нас разный. Наверное, вы слышали про разногласия в сфере развития атомной энергетики. В Калининградской области строится Балтийская атомная электростанция, и у нас к этому проекту целый ряд требований и вопросов, на некоторые из них, увы, ответа от российской стороны пока не получили. Также нас волнует АЭС, которая проектируется в Белоруссии, всего в 50 километрах от Вильнюса. В ее возведении также активное участие принимают российские специалисты из компании «Атомстройэкспорт», не говоря о том, что сам проект полностью финансируется Россией.

– Обсуждается ли вопрос облегчения процедуры получения литовской шенгенской визы для россиян?

– Да, конечно. Мы стараемся создавать наиболее благоприятные условия для туризма в нашей стране. В преддверии летних отпусков с нашими туристическими агентствами мы обсуждаем, как можно ускорить подготовку виз для жителей России – конечно, в рамках возможностей, установленных шенгенским законодательством. Отмечу, что число выданных россиянам виз увеличивается практически в геометрической прогрессии во всех наших консульствах в России. При этом нужно учесть, что мы все больше стали выдавать многоразовых виз. С Калининградом вообще готовы подписать договор, чтобы жители приграничных территорий могли бы въезжать в Литву без виз – по специальным карточкам. Мы уже готовы к завершению процесса переговоров по этому вопросу, однако российская сторона предъявляет дополнительные требования – увеличить зону действия этого правила с 50 километров от границы до 120. Но это неприемлемо для Литвы, маленького государства, где приграничная зона не может быть такой большой. Кроме того, это требование противоречит нормам ЕС. Дополнительно нужно решать и вопрос о пропускной способности границ – я знаю, что на нашей границе нередко бывают огромные очереди.

– Как Литва чувствует себя в связи с экономическими волнениями в Европе? 

– Литовцы такой народ, который больше говорит о кризисе, чем от него страдает. Есть даже такая пословица: «Если литовец жалуется на проблемы с деньгами, значит, завтра он купит себе новый «мерседес». Динамика экономики показывает, что мы выходим из кризиса, – в 2011 году экономический рост составил 5,9 процента. На этот год прогнозы более скромные – примерно три процента, – но даже такой показатель для страны – члена ЕС уже позитивный. Возможно, этот экономический прогресс не очень чувствуют наши граждане в плане роста заработной платы и общего уровня доходов. Это осознанная политика правительства, которое сделало экономию своим основным принципом. 

Мы решили не съедать то, что мы с таким трудом заработали, а продолжать целеустремленную экономическую политику, которая нацелена на вход Литвы в зону евро. Несмотря на шаткое положение евро, по нашим наблюдениям, государствам, которые к 2008 году уже перешли на эту валюту, было легче перенести кризис. Конечно, перед нами теперь стоят большие вызовы – политические и даже психологические, связанные с экономическими проблемами в той же Греции или Испании. Но все-таки это не меняет нашего курса, который прежде всего направлен на оздоровление нашей экономики. 

Вход в зону евро – это не только фискальное, монетарное, но и политическое решение, которое должно быть принято в Литве с учетом различных аспектов. Но пока наше правительство держит очень четкую линию по переходу на евро, который может осуществиться уже в 2014 году. Это для нас целевая дата, когда мы хотим присоединиться к еврозоне и попытаться к этому времени втиснуться в узкие рамки, которые по этому поводу определяет для стран-новичков ЕС. В первую очередь это стабильное экономическое положение, которое мы пытаемся поддерживать, в том числе реализуя крупные инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты с другими странами ЕС. С 1 июля следующего года Литва будет председательствовать в ЕС; никаких экономических бонусов, правда, это не дает. Это лишь почетное право быть честным брокером и даже в некоторых случаях воздержаться от каких-то своих прямых интересов.

– Наблюдается ли отток людей из Литвы в другие страны ЕС?

– Эта проблема касается не только Литвы. Утечка умов, рабочей силы и молодежи из Литвы происходит прежде всего в те страны ЕС, где созданы более благоприятные условия для работы и учебы. Много молодых литовцев живут в США – сейчас идет уже третья волна эмиграции за океан. Недавно я был в Чикаго – там литовцев больше, чем в том же Каунасе, втором по величине городе нашей страны. Так сложилось исторически: эмигранты из Литвы облюбовали этот американский город еще во время первой и второй волн эмиграции в 1920-х и 1940-х годах. Литовцев много везде. У нас даже есть шутка, что в любой точке мира можно найти воробья и литовца. 

Остановить процесс миграции какими-то искусственными мерами нельзя. Можно только повышать условия жизни в Литве и создавать новые возможности, а также реализовывать программы, по которым литовцы, покинувшие страну, могли бы с меньшими трудностями возвращаться на родину. Например, сделать более открытыми конкурсы по набору квалифицированных специалистов, в частности при устройстве на работу в вузы уехавших за рубеж литовских профессоров. Такая программа уже реализуется в рамках большого проекта «Глобальная Литва», который даст возможность литовцам всего мира почувствовать себя частью своей страны. Благо сейчас для этого необязательно жить в Литве – достаточно сесть за компьютер, быть информированным о жизни страны и участвовать в ней. Мы весь мир сейчас видим как большую Литву, но при этом стремимся, чтобы наши граждане не отрывались от своей родины, возвращались или создавали литовские лобби в странах, где они живут, чтобы продвигать наше государство за его пределами и привлекать сюда дополнительные инвестиции.

 

 

 

Беседовала Дарья Морозова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно