Страна и мир

На руинах «Большой восьмёрки»

05 июня

Главы государств, именующих себя «Большой семёркой» (G7), соберутся в субботу в замке в немецких Альпах, делая вид, что они решают там судьбы мира: как им поступить с Грецией, Сирией, Ираном, йеменскими повстанцами, с Украиной, «Турецким потоком» и, наконец, сколь долго им карать санкциями Россию.

Почему «делая вид»? Мне уже доводилось год назад (когда руководители этих стран демонстративно отказались ехать на саммит в Сочи) писать, что без России G7 из авторитетного международного органа превратилась в междусобойчик – клуб западных лидеров (из незападных в нём – Япония, да и то лишь географически). Клуб влиятельный – в пределах своих границ, состоятельный. Но, по большому счёту, региональный. Он, конечно, может и должен решать, сколько дать и сколько забрать денег у Греции, чем наказать за дерзость Македонию и как реанимировать «Южный поток», чтобы выглядеть при этом победителями. Но на мировой арене «семёрка» – не авторитет. В чём она уже убедилась.

Год, потраченный странами G7 и Россией на взаимные бодания, стал золотым временем для «Исламского государства», которое из нескольких разрозненных повстанческих шаек, не представлявших серьёзной угрозы, превратилось в мощную военную и государственную машину, которая способна не только захватывать крупные территории, но и удерживать их. Это не «Аль-Каида», не вылезавшая из подполья, и не палестинские партизаны, а настоящий, классический халифат, который намерен в ближайшие годы взять под контроль все нефтяные страны (исключая разве что могучий и враждебный Иран) и торговые пути Ближнего Востока. И «ИГ» – это не Россия, с которой, как всегда, можно договориться. «ИГ» в полном смысле слова плевать на любые западные санкции, на всё западное общественное мнение и на ту пародию войны, которую якобы ведёт против него коалиция.

«Большая восьмёрка» такое вряд ли бы допустила. Ведь Россия, как ни странно, сохранила свой авторитет и в Ираке, в том числе среди бывших саддамовских военных – ударной силы «ИГ» (на Востоке долго помнят добро), и в Сирии, и в Иране. «Семёрочники» сами это признают. На этой неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер прямым текстом написал: «Мы не можем быть заинтересованы в том, чтобы G8 навсегда превратилась в G7. Мы настоятельно нуждаемся в России для урегулирования хронических конфликтов в соседних с Европой регионах – в Сирии, Ираке, Ливии, а также вокруг атомной программы Ирана». Поскольку говорит это глава МИД Германии, а не, скажем, Болгарии или Эстонии, надо полагать, это не диссидентство, а согласованное в кулуарах заявление.

Впрочем, обольщаться не стоит – понятно, что Штайнмайеру поручена роль доброго следователя, тогда как канцлер Меркель будет и дальше играть роль злого. Но сигнал России послан, причём с откровенным бесстыдством: хотя мы продлим действие своих санкций против вас, вы помогите нам потушить пожар на Ближнем Востоке, вытащите для нас каштаны из огня, защитите нас от «ИГ» – и тогда, возможно, мы вернём вас в наш клуб.

Однако есть большие сомнения в том, что России сейчас нужно это членство. «Большая восьмёрка» умерла год назад. Сейчас этот формат, если его возродить, выглядел бы как «7 плюс 1». При этом возвращение в «восьмёрку» было бы подано как отказ от «китайского вектора» в российской политике, и, хотя китайцы в это не поверят, осадок бы остался… Нам это надо?

 

Пусть «семёрка», если хочет, вместо России примет в свой клуб дружественную Европе Украину. Она будет счастлива. Правда, это вряд ли поможет решению проблемы греческих долгов, поставок дешёвого природного газа, иранской ядерной программы и распространения халифата «ИГ». Но это, к счастью, не наши проблемы.

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.12
0.189 (-0.21%)
Курс Евро
98.31
0.167 (-0.17%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
+1
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+9
Облачно