Фототема

На сцене – Чук и Гек

29 апреля

Корреспонденты «НВ» побывали на показе спектакля «Чук и Гек», который взял специальный приз на петербургской молодёжной театральной премии «Прорыв».


Казалось бы, о зиме и снеге на сцене свидетельствует лишь несколько деталей – имитирующее сугроб пуховое одеяло, санки, валенки и периодически падающие искусственные хлопья снега. Но у зрителей создаётся полное ощущение, что в зале 23 градуса – и со знаком не плюс, а минус. При этом в душе у зрителей от развернувшегося действа становилось нестерпимо тепло

В этой постановке всё «наоборот». Он считается детским, хотя рассчитан прежде всего на взрослых. При всей масштабности замысла на сцене минимум декораций. Этот малый коллектив, показывающий спектакль на камерных сценах (Музей Достоевского, «Упсала-цирк», театр «Зазеркалье») и, казалось бы, едва зарабатывающий себе на жизнь, умудряется бесплатно приглашать на свои показы детей-сирот и инвалидов. Да и поместив «Чук и Гек» в название спектакля, от Гайдара режиссёр оставила совсем немного.

– Мы стремились не передать сюжет, а вместе со зрителями – большими и маленькими – задуматься о том, что мы живём в стремительном насыщенном мире, – говорит режиссёр спектакля (по совместительству мама Чука и Гека на сцене) Мария Критская. – Ведь самые яркие чувственные вещи о жизни мы забываем. Их может помнить только ребёнок.

Спектакль поставлен совместными усилиями группы российских и норвежских театральных деятелей (Melting Point и Figurteatret – Nordland Visual Theatre). И «обкатывался» он именно на норвежских зрителях.

– У нас было путешествие, как у Чука и Гека, – шутит Мария. – Выступали в школах, на культурных площадках. Отзывы были неплохие, нас пригласили ещё раз, и осенью 2014-го мы поехали снова – откатали 44 спектакля. И спектакль менялся, развивался в разные стороны.

Также «Чук и Гек» был показан на XII международном театральном фестивале «Царь-Сказка» и на Х всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». Зрители и жюри оценили его по достоинству.

И ещё, один немаловажный факт: это спектакль без слов. Да и нужны ли они, если человек находится во власти переживаний?

 


Среди зрителей на благотворительном спектакле в «Упсала-цирке» было около 30 детей из Павловского детского дома-интерната № 4



Режиссёр спектакля призналась корреспонденту «НВ», что изначально этот спектакль не задумывался для детей. «Я настаиваю на том, что это не чисто детская постановка, – рассказала Мария Критская, – по крайней мере у меня такой цели не было никогда. Ребёнок живёт в каждом, и самое главное с нами происходит в начале жизни, пока наше восприятие незамутнённое и нам никто ничего не успел навязать. Мы предлагаем зрителю поиграть в это, отбросив серьёзность»

Лирическая клоунада или эксцентрика – так размыто режиссёр определяет жанр спектакля, который на самом деле в определённый жанр не втиснет ни один театральный критик


Часовой спектакль, в котором участвуют всего лишь три актёра, играющие братьев и их маму, повторяет сюжет рассказа Гайдара «Чук и Гек» лишь отчасти. При этом папа-геолог, за которым семья следует на Север, незримо присутствует на сцене в виде… портрета



Пожалуй, настоящая находка для театральных декораторов – шкаф, роль стёкол которого выполняет настоящий лёд. По словам авторов сценария, это не что иное, как аллегория – оттаивая, человек возвращается в детство

Татьяна Мелехова. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.59
0.147 (0.16%)
Курс Евро
99.79
0.067 (0.07%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0