Планета

«Наша задача – добиться, чтобы никто не был категорически против»

22 октября

Томас Гульбинас, директор департамента европейских дел, Литва:

–В этом полугодии Совет Европейского союза возглавляет Литва. И тут надо чётко понимать, что мы не председательствуем в ЕС. В Европейском союзе существует институционный треугольник: Европарламент, Совет ЕС и Еврокомиссия. И председательство, которое переходит от одной страны к другой по принципу ротации, касается только одного из этих трёх институтов – Совета Европейского союза.

Начну с того, что в 2004 году был составлен список, в котором указывалось, в какие сроки – до 2020 года – каждое из европейских государств в течение шести месяцев будет выполнять эту почётную обязанность. Таким образом, речь идёт не о заслуге какой-то страны, а об обязательстве приложить максимум усилий для того, чтобы работа в совете ЕС шла гладко, без перерывов и сбоев. Осуществить это совсем непросто, так как в Европейский союз в настоящее время входит 28 государств и у каждого из них имеется собственная позиция по любому вопросу. Поэтому задача председателя – достичь компромисса, добиться, чтобы никто не оказался категорически против варианта, вынесенного на общее обсуждение.

Сразу уточню: право принятия решения большинством голосов Совет имеет, но тем не менее на практике мы стараемся найти компромисс, который бы всех более-менее удовлетворил. Причём, как иногда шутят в ЕС, лучший компромисс – это когда все одинаково огорчены принятием данного конкретного решения. Никто не должен быть на 100 процентов против, но никто не должен быть и на 100 процентов рад. Это означает, что принятое решение – правильное.

Мы подсчитали, что до конца нашего мандата должно быть обсуждено 562 вопроса, причём необходимо принять 100–150 окончательных решений. Чтобы справиться с поставленными задачами, за полгода Литва должна организовать и провести полторы тысячи встреч на всех уровнях.

Эти цифры достаточно ярко иллюстрируют, насколько председательство в Совете ЕС сложный и трудоёмкий процесс. А в нашем случае он ещё осложняется тем, что в этом году заканчивается 7-летний бюджетный цикл и, чтобы с 1 января 2014 года у Европейского союза был новый бюджет, необходимо завершить все переговоры. Если этого не сделать, Евросоюз получит в своё распоряжение только одну двенадцатую долю прошлого бюджета и не сможет планировать дела больше чем на месяц вперёд. Это серьёзное осложнение для всех государств, и такого сценария, разумеется, никто не хочет.

Но тут надо учитывать ещё одну существенную деталь. Бюджет Евросоюза включает в себя порядка 70 законодательных актов, каждый из которых относится к определённой сфере, то есть разрабатываются и предлагаются проекты законодательных актов отдельно для сельского хозяйства, энергетики, транспортной системы и так далее. Но все они обсуждаются пакетом, поэтому возникает сложность: пока не договорились обо всём, считается, что не договорились ни о чём, – бюджета нет. И добиться того, чтобы такого не случилось, сейчас является главной задачей Литвы…

Я уже упомянул, что за эти шесть месяцев Совету Европейского союза предстоит обсудить в общей сложности 562 вопроса, и, мне кажется, следует объяснить, по какому принципу они включаются в повестку дня.

Было бы неправильно считать, будто государство-председатель готовит свою программу и, к примеру, в текущем полугодии Евросоюз работает по-литовски. Ничего подобного. Порядка 85 процентов повестки дня – это наследство, оставленное нам предыдущим председателем. То есть в нашем случае это те вопросы, обсуждать которые начали, но не закончили ирландцы. Около 10 процентов времени отнимают форс-мажоры – ситуации, которые невозможно было предвидеть заранее. Опять-таки в нашем случае это положение в Сирии и скандал со Сноуденом. И лишь 5 процентов остаётся для собственных акцентов председательствующей страны. Хочу подчеркнуть: именно для акцентов. Мы имеем право лишь расставить приоритеты – включить в первую десятку обсуждаемых вопросов именно те, которые нас больше всего волнуют. Но и здесь тоже всё непросто.

В ходе обсуждения той или иной темы председатель вообще не представляет никакой позиции и не делает никаких предложений. Более того, в дебатах помимо председательствующего на заседании присутствует ещё и представитель его страны. Но и он никогда не берёт слово. Так принято. И это, я уверен, способствует принятию компромиссных решений. Бывает, конечно, что компромисса достигнуть не удаётся. Но это не значит, что тема навсегда снимается с повестки дня. Время идёт, правительства и, соответственно, позиции государств меняются. Так что спорные вопросы остаются на будущее…

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно