Общество

Не допустить религиозной войны на Украине

12 мартa

 

Политическое противостояние на Украине имеет глубокие религиозные корни и подоплёку, которая сегодня может обернуться серьёзными последствиями

Тайные и явные, бурлящие и вялотекущие общественно-политические процессы, которые все последние годы протекали на Украине, сегодня приобрели первостепенное мировое значение. Один из таких процессов – религиозная ситуация в соседней стране.


Вопрос № 1. Каков политико-религиозный расклад на Украине?

Помимо всего прочего, Украина – это ещё и барьер между православным и латинским миром. С одной стороны, в XVII–XVIII веках более образованные украинские священники сыграли большую роль в становлении Русской православной церкви. С другой – долгое владычество католиков на Украине вылилось в Брестскую унию 1596 года и создание Украинской грекокатолической церкви (униатской), сохранившей от православия только обряд, но полностью подчинённой Ватикану.

Сейчас на Украине сосуществуют Русская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), «украинская национальная церковь» в лице нескольких неканонических образований (самое крупное – так называемый Киевский патриархат) и окатоличенное униатское «православие». При этом имеется большой интерес Константинопольского патриархата соединить различные непризнанные ветви украинского православия с УПЦ, отчленить её от Московской патриархии и взять под свой омофор.

Здесь надо отметить, что константинопольский патриарх Варфоломей считается в православном мире первым среди равных. Но при этом, базируясь в Стамбуле, политически он зависит от Турции (страны, в которой, как известно, преобладает ислам), а через Турцию – от Соединённых Штатов. И следовательно, его влияние на православный мир очень формально. И это Варфоломею, разумеется, не нравится. Его амбиции – стать «православным папой», ни больше ни меньше.

Однако в результате подвижнической деятельности покойного патриарха Алексия II и нынешнего патриарха Кирилла планы Варфоломея взять УПЦ МП под свой контроль пока не осуществились.

…Может показаться, что всё это чисто церковные дела, не имеющие отношения к бурной светской политической жизни. Но будь это так, церковные дела не учитывали бы мировые политики.

Не было бы войн России и Польши за Украину, не поднимались бы восстания православных казаков против католического гнёта, не стояли бы униатские и «филаретовские» священники на Майдане, благословляя на «подвиги» распоясавшуюся толпу.

Ибо, по сути, только на православии пока ещё держится восточнославянское единство. А потому радикальный Майдан и созданный при его активном участии на Украине режим – не просто антирусский, он ещё и антиправославный. Недаром спикер Верховной рады Александр Турчинов, исполняющий обязанности президента, является баптистским пастором, а премьер-министр Украины Арсений Яценюк – сайентологом.

 

«Мы выступаем против русского народа в Крыму. Потому что русский никогда не станет славить Бандеру, уважать нашу грекокатолическую веру, повстанческую историю, наш язык. Русский всегда будет уважать и любить Россию. Его невозможно ассимилировать. Значит, для процветания Украины русский должен быть уничтожен или изгнан из Крыма. Пусть лучше Крым будет полностью татарским».

Дмитрий Ярош, лидер «Правого сектора», объявивший о своём намерении баллотироваться в президенты Украины

Вопрос № 2. Каковы позиции «Киевского патриархата» и УПЦ МП?

Обострение межрелигиозной ситуации на Украине началось с распадом СССР. Тогда возникла «Украинская православная церковь Киевского патриархата», возглавляемая преданным анафеме Филаретом (Денисенко), находящимся в тесных отношениях с украинскими нацистскими организациями (есть даже информация, что через «Киевский патриархат» шла вербовка украинских наёмников в ряды чеченских боевиков). При поддержке властей (от Кравчука до Ющенко) «филаретовцы» отбирали храмы УПЦ МП. На Западной Украине не отставали от них в этом униаты. Вакханалию не остановила даже судьба губернатора Ровенской области, ярого националиста, активно отбиравшего храмы МП, Василия Червоного, убитого в 2009 году молнией…

Однако в глазах всемирного православия единственной канонической Церковью на Украине остаётся УПЦ МП. И националисты пока ничего с этим поделать не могут. Однако победа Майдана и болезненное состояние предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) вызвали новое наступление на русскую Церковь. Более того, в эти смутные времена нестроения проникают и в неё. Ещё в ноябре появилось некое «Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу». Оно призывало к интеграции с ЕС и подписано главами многих украинских конфессий. Среди прочих под ним стояла и подпись митрополита Владимира. Одновременно по приходам распространялось некое «Обращение епископата УПЦ МП», ратующее за евроинтеграцию. Правда, оно уже не было подписано митрополитом, но издано якобы по его благословению. Учитывая, что владыка находится практически в коме, многие не сомневаются, что и его подпись под ноябрьским обращением – подделка.

Но какую позицию при фактическом бездействии Владимира занимает высшее духовенство УПЦ МП? Сегодня в условиях угроз и запугивания иерархи начинают признавать новую власть и выполнять её указания. Так, недавно избранный местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры Онуфрий (фактически именно он сегодня является главой УПЦ МП) обратился к президенту России Владимиру Путину и патриарху Кириллу с призывом не допустить кровопролития между украинским и российским народами. (Это случилось сразу после решения Совета Федерации наделить президента правом использования Вооружённых сил России на территории Украины.) Что ответил патриарх Кирилл – вы можете прочесть под рубрикой «слово патриарха». Но сам факт публичного обращения Онуфрия к Кириллу (фактически к своему «начальнику») говорит о многом. А именно – о давлении, которое оказывается на УПЦ МП.

Владыку Онуфрия понять можно – как можно понять и оставшихся при большевиках в России православных иерархов. И в том, и в другом случае речь шла о существовании самой Церкви, о временах, когда необходимы компромиссы. Но компромиссы возможны лишь до какого-то предела. И если новая украинская власть начнёт геноцид православных соотечественников, долг архипастырей – напомнить, как в старые времена, что меч дан правителю не для украшения…

Вопрос № 3. Русское православие на Украине под угрозой?

Тем временем «победившая революция» начинает раскручивать агрессию против русского православия. Уже в ночь с 24 на 25 февраля представители Майдана попытались вломиться в Киево-Печерскую лавру, находящуюся под юрисдикцией Московского патриархата. Кроме того, раскольники пытались прорваться и в Почаевскую лавру. Прихожане их не пустили – и митрополит Почаевский на коленях благодарил защитивших лавру от захвата. Между тем раздаются угрозы в адрес насельников монастыря в Бочанах Черновицкой области, звучат обещания забросать «коктейлями Молотова» Сумской кафедральный собор. Пока, правда, только обещают…

Николай Балашов, один из руководителей отдела внешних церковных связей РПЦ, уверен:

– Сегодняшняя ситуация на Украине – это борьба за захват православных святынь и имущество Московского патриархата. Это ведь очень просто – захватить чужое! Надо всего лишь объяснить захват «волей народа» и «революционной целесообразностью».

Небезопасна сейчас Украина и для православных, придерживающихся прорусской ориентации. По свидетельству генерал-полковника украинской армии Яна Казимировича, представителя организации «Союз казаков Украины «Войско Запорожское», православные активисты в Киеве и на Западе Украины уже подвергаются угрозам и нападениям. Ходят слухи и об убийствах…

Однако пока всё это носит скорее политический, чем религиозный характер.

Но, судя по всему, недалеко и до прямых репрессий по религиозному признаку.

– Некоторые церковные деятели явно идут на поводу у «полевых командиров» Майдана, в свою очередь влияющих на политику временного киевского правительства. Эти командиры утверждают, что людям русской национальности не место в «новой Украине», – считает политолог Александр Щипков.

Ну а раскольник Филарет уже требует, чтобы УПЦ МП называлась «своим настоящим именем – Российская православная церковь в Украине».

Ещё тревожнее, что даже каноническая Церковь на Украине поворачивается в сторону национализма. Так, Филарет, епископ Львовский и Галицкий (не путать с главой «Киевского патриархата»), управляющий Львовской епархией УПЦ МП, направил президенту России резкое послание чисто политического свойства, не забыв пригрозить небесными карами за ввод российских войск на Украину. Его послание во многом перекликается с аналогичным документом, изданным главой Украинской грекокатолической церкви Святославом (Шевчуком).

– Многоуважаемый владыка, – резонно отвечает епископу Филарету священник УПЦ МП Димитрий Шишкин, – боюсь, что президент Российской Федерации так и не ответит на ваше обращение хотя бы потому, что он не считает возможным вмешиваться в церковную жизнь с какими бы то ни было прямыми заявлениями и требованиями. Что, видимо, и нам, представителям Церкви, уместно в отношении представителей государственной власти. Каждый из нас является гражданином своего отечества и имеет свою позицию по тому или иному вопросу, но когда эта позиция высказывается официально от имени Церкви – это опасно тем, что мнение Церкви мы можем смешать с разноголосицей частных и противоречивых мнений.

Можно, конечно, порицать священника, пререкающегося с епископом. Но как назвать епископа, фактически ставящего ультиматум руководителю соседнего государства?..

Разумеется, львовский епископ пошёл на такой шаг с подачи местных «майданных» властей.

На юге и востоке страны клирики УПЦ МП, конечно, считают совсем иначе…

Ещё 1 марта состоялось собрание представителей православной общественности Киева и других регионов Украины. Была принята резолюция, в которой, в частности, говорится:

«Православная общественность крайне встревожена участившимися случаями прямых угроз и попыток захвата православных храмов и монастырей УПЦ со стороны раскольников и агрессивно настроенных, далёких от Церкви людей, в Киеве и ряде регионов Украины… Православные активисты заявляют, что на защиту своих святынь поднимутся все православные верующие нашей Церкви, которые готовы для этого не пощадить живота своего… Мы призываем всех православных активистов встать на защиту православных храмов и монастырей нашей Церкви от посягательства кого бы то ни было. Предлагаем организовать в каждом городе, селе или посёлке дружины по охране святынь с соответствующими координационными штабами. В случае возникновения угрозы захвата какого-либо храма или монастыря немедленно сообщать по телефону, интернет-связи всем своим, а также соседним дружинникам с просьбой собраться для защиты данного храма».

И, разумеется, все эти люди с надеждой смотрят на Россию.

 

Ещё в 1995 году Всемирный русский народный собор заявил, что русский народ – разделённая нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющееся общепризнанной нормой международной политики. Одновременно будем надеяться и на то, что миссия российских воинов по защите свободы и самобытности этих людей и самой их жизни не встретит ожесточённого сопротивления, которое приведёт к крупномасштабным столкновениям.

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества



Церковь не препятствует православному гражданину выразить своё волеизъявление по любому вопросу, как это предусматривает гражданское законодательство. Но сегодня, перед лицом различных политических настроений и открытых вызовов гражданского сообщества, хочу призвать всех вас, невзирая на ваши различные социальные предпочтения, исключить из своей общественной деятельности любое насилие, вражду и дискриминацию по национальному или религиозному признаку.

 

Из послания митрополита Крымского Лазаря (Швеца)


слово патриарха

Из ответа патриарха Кирилла к местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры Онуфрию (2 марта 2014 года):

Со скорбью, тревогой и болью взираю я на то, что сейчас происходит на Украине.

Политические распри приводят к конфронтации и разделениям среди людей, в том числе и связанных общей верой. Под угрозой – существование Украины как единого государства. Эти события стали результатом внутреннего политического кризиса, неспособности различных общественно-политических сил договориться о ненасильственном решении существующих в обществе проблем.

Чадами нашей Церкви являются люди разных политических взглядов и убеждений, в том числе те, кто сегодня стоит по разные стороны баррикад. Церковь не занимает ту или иную сторону в политической борьбе. Но долг Церкви – печаловаться о тех, кто подвергается насилию, кто нуждается в защите, чья жизнь в опасности.

Отвечая на Ваше обращение, дорогой Владыка, заверяю Вас и нашу украинскую паству в том, что сделаю всё возможное, чтобы убедить всех тех, в чьих руках находится власть, что нельзя допустить гибели мирных людей на дорогой для моего сердца земле Украины.

Никто из живущих сейчас на Украине не должен чувствовать себя чужим в своём родном доме, на каком бы языке он ни говорил. Нельзя допустить дальнейшей поляризации общества, роста насилия против мирных граждан, необходимо всему населению гарантировать реализацию его прав и свобод, включая право на участие в принятии судьбоносных решений. Те, в чьих руках находится власть, обязаны не допустить насилия и беззакония. Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять своё будущее.

Братство русского, украинского и белорусского народов – реальность, выстраданная историей и многими поколениями наших предков. Эта реальность, живущая в наших сердцах, должна определить наше будущее, и её нельзя приносить в жертву сиюминутным интересам.

 

между тем…

Через два года в Стамбуле…

В эти дни в столице Турции, в резиденции Константинопольского патриарха Фанар, завершилось собрание предстоятелей и представителей поместных православных Церквей для подготовки Всеправославного собора в 2016 году – высшего органа Вселенского православия.

Казалось бы, это событие далеко от политических процессов на Украине. Однако это не совсем так. Ибо в числе прочего через два года на Соборе будет рассматриваться вопрос об автокефалии, которой добиваются некоторые силы в УПЦ МП (их возглавляют личный секретарь митрополита Владимира Александр Драбинко и пресс-секретарь Георгий Коваленко). Автокефалия в данной ситуации будет означать фактический отрыв от Московского патриархата. Сам факт столь скоропалительного собрания в первую – одну из самых тяжёлых – недель Великого поста говорит о том, что Константинополь не оставил своих амбиций вернуть всё украинское православие под свою власть.

Однако не без усилий патриарха Кирилла на собрании был достигнут компромисс: голосовать будут не личности (епископы – члены Собора), а сами Церкви, у каждой из которых будет один голос. И право вето. А что произойдёт на Украине за эти два года, знает один Бог…

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ». Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь