Мнения и комментарии

Не ходите, дети, в Хельсинки гулять…

05 декабря

На экране – провокационный фильм Михаила Брашинского «Шопинг-тур».

Скажу сразу: давно знаю режиссёра данной картины. Ещё с тех времён, когда он был одним из самых молодых и одарённых кино- и театроведов. Его знание мирового киноискусства потрясало и завораживало. И было ясно, что Михаилу тесно в рамках киноведческо-критической традиции. Так оно и случилось. Он пошёл путём Франсуа Трюффо, сменив пишущую машинку и компьютер на камеру и режиссёрскую хлопушку. Результат не заставил себя долго ждать.

И вот Михаил уже с «Гололёдом» оказался в Берлине и Роттердаме. А ещё через некоторое время и вовсе триумфально покорил Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» новым творением – фильмом «Шопинг-тур», поделившим Гран-при с лентой «Все ушли» Георгия Параджанова, а заодно взявшим приз за лучшую женскую роль для Татьяны Колгановой. Именно ей и довелось сыграть ту самую мать, которая берёт с собой в поездку в Финляндию сына-подростка (Тимофей Елецкий). Во время пути выясняются весьма существенные сложности в отношениях мамы и её великовозрастного чада. Парнишка закончил не то 8-й, не то 9-й класс. Лишился папы и ведёт себя весьма дерзко. Впрочем, как все нынешние подростки и их сверстники прошлого. Главным же и весьма существенным обстоятельством становится подарок, который сделала мама сыну, – новый мобильный телефон.

Всё, что увидят впоследствии зрители в «Шопинг-туре», и есть плод сыновьего желания всё снимать на мобильник. Вот и получается узнаваемая многими дрыгающаяся и прыгающая «картинка», которая являет более чем странные, а затем и страшные обстоятельства тура в страну Суоми. Однако заявленный документализм фиксации событий до поры до времени не позволяет относиться к увиденному в картине Михаила Брашинского иронически. Всё всерьёз и даже с некоторым этнопсихологическим обоснованием охватывающей жителей соседней Финляндии тяги к каннибализму. Правда, происходит всё подобное только один раз в году – летом, на Иванов день (вроде нашего Ивана Купалы).

И надо было случиться тому, что именно в этот день поголовного увлечения каннибалическими забавами жителей страны Суоми мама с сыном оказались в Финляндии. Им вполне страшно и жутко, ибо чем дольше они бегают по лесам и автобанам, тем всё безвыходнее становится для героев ситуация. Однако сами финны меньше всего напоминают тех самых каннибалов, образами которых переполнена история десятой музы. И на этом контрасте и строится то здание псевдокументализма, которое играючи возводит режиссёр. Зато ужас может накрыть любого, когда открывается потаённая «страсть» всего 5-миллионного народа дружественной Финляндии к некоторым весьма кровавым забавам.

Михаил Брашинский в «Шопинг-туре» по полной отыгрывается и на стереотипах представления наших соседей на экране, и на штампах ужастиков, вплоть до классики – «Сияния» Кубрика. Порою кажется, что вот ещё совсем немножко – и… мама с сыном проснутся в том самом автобусе, в котором они вместе с группой пересекли границу и заехали в тот странный супермаркет, где всё и началось. Если следовать логике земного объяснения всей кровавой мистики «Шопинг-тура», то интригу необходимо было завершить до заката солнца в злосчастный Иванов день.

 

Честно говоря, я ждал, что лента неким подобным образом и закончится. Но мой давний знакомый Михаил Брашинский превзошёл ожидания, оставив меня в некоем недоумении относительно того, что всё-таки мне довелось увидеть: дерзкое экранное издевательство над штампами и стереотипами определённой жанровой ветви кинематографа, жуткую издёвку над нашими представлениями о Финляндии или окровавленную притчу о том, как мать обретает любовь сына? У меня нет ответа. Может быть, вы подскажете?

Сергей Ильченко, искусствовед, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+16
Облачно