Взгляд

Не забыть Герострата

30 ноября

В памяти неблагодарного человечества легче застревают имена разрушителей, нежели созидателей. Почему так?

В 356 году до нашей эры один молодой человек сжёг храм Артемиды – богини охоты и защитницы целомудрия. Случилось это в городе Эфесе. Теперь там территория Турции, а две с половиной тысячи лет назад располагалась большая греческая колония. На допросе третьей степени Герострат (так звали античного пиромана) сознался, что учинил своё злодеяние из желания впечатать память о себе в сознание потомков. Террориста приговорили к ужасной смерти, а в нагрузку ещё и запретили упоминать о нём как письменно, так и устно. Теперь-то мы знаем: вторая, высшая, мера наказания осталась невыполненной. Имя честолюбца сохранилось и даже сделалось нарицательным.

Геростратова слава явно прельщает и наших современников. Один за другим они совершают нелепые акции с целью продемонстрировать неизвестно что и непонятно кому. Если мужик демонстрирует свои гениталии в парке, это эксгибиционизм, то есть развратное действие или же хулиганство. Если то же самое он совершает на городских стогнах, его объявляют художником. Но почему?!

Во все времена молодые люди, обдумывающие житьё, оставались недовольны устройством самого мироздания. Они проклинали мир, доставшийся им как непрошеный дар, и выкидывали штуки почище тех, что мы видим сегодня. Такие же были перформансы с инсталляциями и даже ещё похлеще. В одном романе Достоевского персонаж долго готовит свою акцию, длинными и мучительными действиями подводит аудиторию к финальной вспышке. И тогда один зритель бросает акционисту вескую фразу: «Не так предмет надо обделывать, парень, парень, не так…» Самому Парфёну Рогожину, как мы знаем, его акция удалась совершенно. Хотя и в зрители он пригласил только одного человека.

Инженер Кириллов в другой книге того же писателя довёл свою акцию до логического завершения. Может быть, он и доказал мирозданию свободу своей независимой личности. Но в земной жизни его самоубийством воспользовались субъекты, настроенные вовсе не так метафизически. Пётр Верховенский с его «бесенятами» попытались смертью упёртого логика прикрыть убийство Шатова, совершённое ими в глухом парке. Так и сейчас, пока я вывожу эти слова, читаю новость об очередной стрельбе в Новом Свете. Что хочет доказать стрелявший, какую мировоззренческую подкладку подстелил он под своё преступление, пока неясно. Но определённые догадки у меня всё-таки есть.

Существует страшная болезнь, которой поражено наше общество. И называется она атазагорафобия. Страх остаться незамеченным, боязнь прожить единицей в толпе себе же подобных. Огромные массы людей скучились в мегаполисах, и человек просто задыхается, потому что никак не может проявить себя. Мало кто способен на разумные действия, большинство только пытается выделиться какими-то боевыми раскрасками или же маргинальными поступками. Люди чувствуют, что неспособны создать значимый объект: картину, скульптуру, машину, книгу, а потому пробуют выставить на обозрение или надпись на стене дома, или самих себя.

«Быть знаменитым некрасиво…» – утверждал Борис Пастернак и призывал коллег не стремиться к прижизненной славе, но «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги…». Однако для такой жизненной стратегии художник должен суметь найти опору в самом себе и своих творениях. Да вот только таких созидателей весьма немного, сплошь и рядом другие – те, кто предпочитает эффектные жесты. Отсюда и вывод: авторы перформансов по сути своей не художники, они – актёры. Лицедеи, фигляры, которые забавляют толпу своими нелепыми выходками.

К сожалению, помогаем им в этом и мы сами. Мне трудно представить себе акциониста, который учинил бы очередной личный спектакль без видеокамеры, фотоаппарата, на крайний случай репортёра, стоящего рядом с блокнотом и ручкой наготове. Здесь проявляется очередное неразрешимое противоречие нашей жизни. Можем ли мы представить себе ситуацию, когда СМИ, заключив договор, откажутся вовсе рассказывать о выходках дурного толка? Никак нет. А потому и герои площадей могут быть уверены, что их жесты заметят, обсудят, запомнят.

…Во «Всеобщей истории», написанной сатириками начала прошлого века, есть и эпизод о сожжении храма Артемиды Эфесской. Мол, греков до того настропалили требованиями вычеркнуть акциониста из наследия человечества, что каждого можно было разбудить ночью и спросить: «Кого ты должен забыть?!» И не проснувшийся ещё имярек гордо рапортовал: «Герострата!..»

 

Но кто из нас помнит имя человека, построившего храм Артемиды? Херсифрон возводил первый, тот, что сжёг гордый безумец. Напомню ещё раз, что Артемиду чтили и как защитницу целомудрия. Так что в поступке эфесца можно обнаружить ещё и вызов общественному устройству. Хейрократ же на месте пожарища поставил второй храм, слывший одним из семи чудес света… А кто построил Литейный мост?.. Трудно ответить. А кто его испохабил? – вертится на языке у большинства. То-то и оно!

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь