«Небоскрёбы меняют сознание социума»
Главный инженер проекта «Лахта-центр» рассказывает о ходе строительства и конструктивных особенностях полукилометровой высотки, которая через четыре года появится в Приморском районе
Петербург прирастает в год на 2–3 миллиона квадратных метров, но в отличие от других европейских мегаполисов – Лондона, Парижа, Осло и даже Москвы – в нём нет ни одного небоскрёба. И не только «по идейным соображениям» – мол, они нам не очень-то и нужны. Дело ещё и в том, что у нас нет школы высотного строительства – специалистов, технологий, материалов. Небоскрёбы считаются престижными объектами, потому что их возведение – такой же прорыв для строительной отрасли, как, например, для машиностроителей – полёт в космос. Недаром все мегаполисы гордятся своими высотками, соревнуются, у кого они «круче».
Северная столица войдёт в элитный клуб высотников только через четыре года, но – сразу со вторым по высоте небоскрёбом Европы. Высота «Лахта-центра» составит 465 метров (выше только башня «Федерация» в «Москва-Сити» – 509 метров вместе со шпилем). А по объёму вводимых площадей – 300 тысяч квадратных метров, если считать площади не только самой башни, но и двух примыкающих к ней корпусов, «Лахта» станет крупнейшим объектом Европы. Как говорится: не было ни гроша – и сразу алтын. О том, как в городе, в котором никогда не строили высоток, будут возводить почти полукилометровую башню, «НВ» рассказал главный инженер проекта Сергей НИКИФОРОВ.
– Сергей Владимирович, небоскрёбы строить трудно?
– Для меня главное, что их интересно строить. Они у всех на виду, их оценивают с пристрастием, они – шаг и взгляд в будущее. Небоскрёбы меняют сознание социума. Первая реакция, как правило, неприятие: мы не любим непривычного, выбивающегося из общего ряда. Но вторая – ими начинают гордиться. Я одно время учился – получал второе образование – и работал в Лондоне и хорошо помню историю с башней Мэри Экс архитектора Фостера в центре города. Хотя её по-прежнему называют «корнишоном», она буквально сразу вошла в открыточные виды Лондона, превзойдя по популярности виды на Биг-Бен и Вестминстерское аббатство. Небоскрёбы появляются не тогда, когда их ждут, а когда сложились условия для их появления.
– И когда умеют их строить. Технически это сложно?
– И да, и нет. С одной стороны, всё достаточно просто, напоминает сборку дома из деталей конструктора: фундамент, на котором будут стоять один на другом 16-этажные блоки, а поверх них – верхушка башни с обзорными площадками, рестораном и всем, что нужно для экскурсантов, которые будут туда подниматься. С другой стороны – строительство такого объекта требует высочайшего качества используемых материалов и работ. И ещё более высокого качества проектных работ. Над ним работает московский Горпроект, который занимается высотками «Москвы-Сити». Но любой такой объект уникален. У нас почти пятисотметровое здание даст нагрузку на фундамент в 500 тысяч тонн. Оно будет подвергаться не только вертикальным, но и горизонтальным ветровым нагрузкам, слегка покачиваться, в нём возможны горизонтальные колебания, при этом мы обязаны обеспечить людям, которые будут находиться внутри, полный комфорт – чтобы они не испытывали от этих колебаний никаких неудобств и просто не замечали их. Всё это заложено в проекте.
– Петербуржцы никогда не имели дела с небоскрёбами, и неспециалисту трудно представить, как удерживать строго вертикально полукилометровую башню. Можете объяснить, как она устроена?
– Принципиальную конструкцию поймёт даже школьник. Центральный силовой элемент башни – так называемое ядро – представляет собой бетонный ствол от фундамента до самого верха. Внутри его будут проложены все вертикальные коммуникации – трубы, кабели, установлены лифты. На этот ствол нанизываются, как в детской пирамидке, все 86 этажей из железа, бетона и стекла. Но устойчивость сооружения обеспечивает не только ядро. По всей высоте, примерно через каждые 70 метров, ставятся железобетонные распорки от ядра к внешним колоннам – мы называем их аутригерами. Такие аутригеры служат демпферами для уменьшения горизонтальных колебаний здания и очень часто применяются в высотном строительстве для контроля динамического поведения здания при сильных порывах ветра или сейсмических воздействиях. Металлические балки межэтажных перекрытий обеспечивают надёжную связь внешних колонн здания с центральным ядром. Такая конструкция имеет многократный запас прочности, а срок её службы мы вообще не ограничиваем.
– Напоминает дерево, одетое снаружи в стальной каркас, который к тому же соединён со стволом. Но как всё это выдержит фундамент? Многие петербуржцы считают – хотя это скорее просто поэтическая метафора, – что наш город построен на болотах.
– Фундамент состоит их двух с половиной сотен бетонных свай, погружённых в грунт на 65–85 метров. Они заглублены в так называемые вендские глины, которые по свойствам похожи на скальные породы. Описывать все технологии устройства и заливки свай было бы слишком долго. Могу только сказать, что применялись лучшие из существующих в мире технологий. Геологическое строение участка также было исследовано вокруг башни и на сотню метров в глубину. Подтверждена устойчивая горизонтальная структура разных слоёв, которые используются для основания фундаментов. Что касается болот, то за них люди принимают обычные рыхлые наносные грунты, которыми покрыты все равнины. В нашем случае мы не используем их для основания наших фундаментов и с помощью свай передаём все наши 500 тысяч тонн на более прочные грунты. Между сваями и башней будет устроен коробчатый фундамент высотой 20 метров, который будет передавать нагрузку от башни на сваи.
– Кто будет строить сам небоскрёб? Найти заграничного подрядчика – не проблема, но тогда наши строители не смогут набраться опыта, освоить уникальные технологии, которые позволили бы уйти от надоевшего каркасно-монолитного домостроения.
– Правильней будет говорить о строительстве не только высотной башни, но и двух прилегающих к ней корпусов, северного и южного, – это ведь единый комплекс. Пусть корпуса не столь высоки, самая высокая их точка – 80 метров, но они тоже уникальны по конструкции и технологиям, которые планируется использовать. Например, для них потребуются многоэтажные большепролётные фермы, которые очень редко используются в домостроении и будут создавать необычную форму нашего здания.
Что касается генерального подрядчика, то он пока не выбран, переговоры ведутся с рядом известных компаний, в основном, конечно, зарубежных. Генподрядчик в свою очередь будет выбирать компании-субподрядчики на конкретные виды работ. Но очевидно, что он не будет завозить много своих людей, основную часть работ получат российские компании – такова общемировая практика. Я не думаю, что кто-то может лучше российских специалистов выполнять сложные бетонные работы в зимних условиях Петербурга. На строительстве фундамента, например, генподрядчик этого этапа – компания «Арабтек» из Объединённых Арабских Эмиратов – пригласил в субподрядчики немецкую фирму «Бауэр», петербургский «Геострой» и ряд других российских фирм. Так что опыт у местных строителей появится.
– Может ли российская и конкретно петербургская промышленность рассчитывать на заказы на поставку материалов? Или они настолько уникальны, что их у нас не делают?
– Конечно, любое предприятие сможет дать будущему подрядчику свои предложения. Нужно будет очень много гнутого стекла, высокопрочный бетон марки В80 и В60 – специалисты знают, что это такое, цемент для его производства, стали марки 355. Современные стекольные заводы в регионе имеются, но смогут ли они делать гнутое стекло – зависит от их мобильности, готовности расширить список используемых технологий.
– Зато с металлом проблем быть не должно. В Петербурге всегда производили отличную оружейную сталь, металл для корпусов атомных реакторов, который всяко прочнее, чем строительный.
– Но нужна будет не просто сталь, а готовые конструкции. Возможно, что для этого потребуется создавать новые производства. Ведь материалы, которые используются при строительстве небоскрёбов, вскоре будут востребованы как на строительстве новых высоток, так и на обычных стройках. И, разумеется, их цена должна быть конкурентоспособной, ведь проект в целом задумывался как окупаемый.
– Но в «Лахта-центре» помимо коммерческих помещений проектом предусмотрена масса социальных объектов.
– Одно другому не мешает. Основной доход комплексу будут давать арендаторы офисов, уже сейчас известно, что практически всю башню займут переезжающие в Петербург компании «Газпрома». Верхние этажи – это экскурсионная зона с рестораном, она тоже окупаема. Собственно социалка будет занимать примыкающие корпуса. У нас там один очень социально значимый проект, который мы создаём в сотрудничестве с городом и петербургскими вузами: создание центра занимательной науки для детей, где они смогут попробовать себя в роли учёных, инженеров, геологов и так далее, и инновационного центра для молодёжи, где люди с образованием будут иметь возможность совершенствоваться в уже выбранной профессии. Там же предусмотрен инновационный центр «Газпрома» – что-то вроде выставки передовых технологий, и современный планетарий. Будет также большой зал-трансформер, который можно использовать и как кинотеатр, и как театральный, концертный, – он тоже окупаем. Создадим многопрофильный медицинский центр, гостиницу высокого класса, которой помимо туристов будут пользоваться и командированные из регионов сотрудники газпромовских компаний. И конечно, предусмотрена вся линейка общепита – кафе, рестораны, бары. Мы ещё на стадии выбора площадки для строительства учли, что Приморский район – это большей частью новостройки. Его население – люди состоявшиеся, которые сами себе купили жильё. И им нужны не столько бесплатные или льготные, сколько качественные социальные услуги. Оба корпуса будут открыты для свободного посещения. Они, а также благоустроенная по оригинальному проекту территория, новая набережная с открытым амфитеатром, парк с велодорожками сделают «Лахта-центр» популярным местом отдыха горожан.
– Когда этого ждать по срокам?
– Поднимемся выше уровня земли – закончим фундамент и подземную часть – в конце будущего года. Завершить все работы планируем в конце 2017 года.
Для Петербурга этот небоскрёб – первый, но в мире технология строительства таких сооружений хорошо отработана, поэтому строители знают, что и как им делать
цифры и факты
• Комплекс рассчитан на размещение примерно шести тысяч сотрудников компаний-арендаторов. Количество обслуживающего персонала – около двух тысяч человек.
• Высотную башню будут обслуживать 53 лифта. Часть их будет идти до средних этажей, часть – до самого верха, кроме того, предусмотрены пожарные лифты, которыми можно будет пользоваться при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
• После терактов 11 сентября 2001 года конструкции всех строящихся и проектируемых небоскрёбов были коренным образом пересмотрены, чтобы исключить эффект «прогрессирующего разрушения», который проявился на башнях-близнецах Всемирного торгового центра. Так, башня «Лахта-центра» сохранит устойчивость даже при полном разрушении одного или нескольких несущих элементов колонн, перекрытия или стен. Система пожаротушения способна справиться с пожаром любой сложности, но нацелена на то, чтобы вообще исключить любую возможность возгорания за счёт тонкого распыления водяного потока.
• Здания «Лахта-центра» проектируются по «зелёным» стандартам, с применением энергоэффективных технологий.
• Хотя дирекция «Лахта-центра» не планирует каких-либо проектов за пределами своей площадки, специалисты в сфере градостроительства не сомневаются, что газпромовский комплекс станет ядром нового делового центра Петербурга. Способствует этому и транспортная инфраструктура – близость КАД, Западного скоростного диаметра, возможна организация водного сообщения с другими частями города.
• В настоящее время на площадке «Лахта-центра» идут работы нулевого цикла. К августу были завершены работы по устройству стены в грунте и свайного поля под высотное здание. Сейчас подрядные организации заняты строительством коробчатого фундамента.
Беседовал Владимир Новиков. Фото предоставлены пресс-службой «Лахта-центра»