Взгляд

Недобросовестное время

09 ноября

Почему сегодня всюду находятся люди, которые за деньги готовы хоть страну разнести по кирпичику? Время, что ли, такое?..

Началось всё обыденно. Вышла из родного дома к родной машине и увидела под «дворником» записочку, аккуратно отпечатанную на принтере: «Уважаемый автовладелец, с 15 октября по 15 ноября на вашей улице будет проводиться плановый ремонт. Просим машины не парковать, приносим извинения за неудобства и благодарим за понимание». Очень вежливо. Одна проблема: на календаре уже конец октября, к тому же вокруг стаи припаркованных машин с такими же записочками, и никаких признаков грядущих строительных работ. И что же именно я должна была понять?

Чуть позже в начале улицы обнаружила плакат с наименованием фирмы-подрядчика и поставленной перед ним задачей: «комплексный плановый ремонт» – и датами начала и окончания работ. Весь ремонт, оказывается, должен был происходить с 1 октября по 1 ноября. То есть пора уже было всё заканчивать, а тут даже не собирались начинать.

Словосочетание «когнитивный диссонанс» давно банальность. Но в данном конкретном случае наблюдался именно он, родимый. Особенно потому, что тротуары, проезжая часть и бордюры на нашей не самой главной в городе улице вовсе не так уж плохи. Я могу назвать с десяток адресов, где все три составляющих нуждаются в «плановом ремонте» уже много лет. А у нас, конечно, не идеально, но более или менее терпимо: ни рытвин, ни ухабов, ни трещин и даже «лежачего полицейского» недавно подремонтировали после жутких снежных зим. Почему же наша улица попала в тот самый комплексный план комплексного ремонта?

Через два дня после веерной рассылки объявлений «с благодарностью за понимание» на улице появились бульдозеры и рабочие. Они яростно выдирали бордюры там, где не было припаркованных машин. Автовладельцы, вероятно, не поняли, когда, куда и насколько они должны перепарковаться. Слишком много путаницы в датах.

Зато мне удалось побеседовать с рабочими, а потом даже с прорабом. Сначала я спросила мужичка (кстати, вполне славянской внешности), не жалко ли ему выдирать из ровного асфальта вполне симпатичный бордюр. Он насупился и ответил, что задание такое. Ему сказали: круглое катать, квадратное таскать, а что велено отремонтировать – ремонтировать. Нашу беседу заметил прораб, человек по статусу более компетентный. Ему я задала тот же вопрос:

– Тротуар ровный, проезжая часть и бордюр хорошие, зачем вы всё это крушите?

Прораб ответил развёрнуто:

– Ничего не могу сделать, улица включена в план ремонта, нам выдали подряд, мы производим работы согласно договору.

Чувствовалось, что ему тоже асфальт на тротуаре и проезжей части не кажется таким уж криминальным. Я наивно поинтересовалась, нельзя ли сообщить начальству, что улица в особом ремонте не нуждается, и прекратить корёжить дорожное покрытие? Прораб прищурился, поднял брови и произнёс сакраментальное:

– Да если я такое скажу, меня просто уволят!

Вот и всё. Не знаю, кто составлял план комплексного ремонта улиц и бывал ли он на нашей захолустной улице. Но недобросовестное решение, принятое непонятно кем и как, стало первым звеном в цепочке дальнейших недобросовестных событий. И цепочку никак не разорвать…

Полтора десятка лет назад я спорила со знакомым, который с пеной у рта отстаивал модный тезис: кто заказывает музыку, тот девушку и танцует, кто платит, тот и решает, что делать. Я тогда чудовищно разозлилась и придумала аргумент про врача и того, кто платит.

Представьте себе, что к хорошему опытному врачу приходит богатый пациент и говорит, что он уверен: у него саркома колена. А ещё он уверен, что ногу надо срочно ампутировать и он готов заплатить за ампутацию по тарифу «люкс». Врач смотрит, щупает, направляет на анализы… Никаких признаков саркомы и иных смертельных хворей. Пациент настаивает и утверждает, что за ценой не постоит. Что делает добросовестный врач? Отказывается от операции и направляет пациента к психотерапевту, чтобы снять фобию. При этом пациент ещё может возмутиться, что его считают психом. А что делает недобросовестный врач? Ампутирует ногу по тарифу «люкс». Пациент, причём безногий, доволен и счастлив. Послушный доктор сам себе своё медицинское преступление объясняет просто: если я не отрежу ногу, так он пойдёт к другому, и тот сделает всё, что надо, – за деньги-то!

Расскажешь такую историю, и все возмутятся: такой послушный врач – преступник. А так ли сильно он отличается от того самого прораба и работяг, которые за деньги курочат целёхонький асфальт? Или от их начальника, который мог бы сказать, что эту улицу лечить не надо, но ведь есть подряд! Или от чинуши, который не удосужился проверить, нужен ли данной конкретной улице плановый комплексный ремонт? Они ровно такие же преступники, как врач, отрезавший ради денег здоровую ногу. Время, видно, такое. Недобросовестное время. Когда деньги – всё, а здравый смысл – ничто.

Кстати, восстановленный бордюр почти не отличается от того, который не трогали, чтобы не тревожить припаркованные автомобили…

Марианна Баконина, обозреватель канала 100 ТВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1