«Нельзя стоять на месте» - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Нельзя стоять на месте»

Инвестиционная программа развития стала подарком к 100-летию крупнейшего на Северо-Западе России Мурманского морского торгового порта

Вековой юбилей порта, который родился на год раньше города Романов-на-Мурмане и фактически спровоцировал закладку будущей столицы Заполярья, в Мурманске праздновали широко. А деловую часть торжеств увенчало заседание совета директоров морских портов России, на котором бизнесмены обсуждали развития предприятия. Причём, несмотря на непростые времена, порт имеет прекрасные перспективы, подкреплённые многомиллиардным инвестиционным портфелем.

Свою историю порт ведёт с 1 сентября 1915 года, когда к временной пристани пришвартовался пароход «Дротт», доставивший из Нью-Йорка грузы для строительства железной дороги. В истории Мурманского морского торгового порта (ММТП) происходило много важных событий. Он был и военным, и торговым, в течение двух мировых войн оставался надёжной базой доставки грузов из стран-союзников в европейскую часть России. Сегодня публичное акционерное общество (ПАО) «ММТП» – главные северные ворота России с годовым грузооборотом свыше 15 миллионов тонн. Предприятие входит в число крупнейших портов Северо-Запада и является самой большой стивидорной компанией (англ. stevedore – укладывать груз. – Прим. ред.) Арктического бассейна России. Причём стратегическое значение Мурманского порта будет только возрастать, так как он находится в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря. Очевидные выгоды такого географического положения – круглогодичный режим плавания морских судов, открытый выход в океан, сообщение с портами Западной Европы, Восточного побережья США, Северного морского пути, архипелага Шпицберген.

Порт расположен на «перекрёстке» нескольких транспортных коридоров: «Юг – Север» и «Восток – Запад» и ежегодно обрабатывает до 600 судов и 250 тысяч вагонов. Почти 80 процентов объёмов перевалки составляет уголь, в основном из Сибири.

– Несмотря на кризисные явления в экономике, грузооборот нашего порта продолжает расти уже пять лет подряд, – подчеркнул генеральный директор ПАО «ММТП» Александр Масько. – В прошлом году порт перевалил 13,9 миллиона тонн угля, план на 2015 год – 14,2 миллиона тонн. В перспективе планируется увеличить грузооборот ещё на 1–1,5 миллиона тонн и довести объём перевалки угля до 15–16 миллионов тонн в год.

Кстати, 27 августа 2013 года в Мурманском морском торговом порту было загружено углём судно Golden Beijing («Золотой Пекин»), самое большое за историю порта – длиной без малого 300 метров и шириной 45 метров. Оно приняло на борт 153 тысячи тонн угля. Так много навалочного груза на одно судно не грузили ещё ни в одном порту Северо-Запада России.

А летом этого года рекорды шли один за одним – по суточной загрузке угля, по объёмам его выгрузки, что переросли в месячные рекорды, и, наверное, будет достигнут наибольший показатель по итогам года. Причём такой производительности мурманские портовики ещё не достигали за всю 100-летнюю историю. Ведь теперь практически ежедневно работники порта производят выгрузку виртуального железнодорожного состава длиной 10 километров, а вес ежесуточно выгружаемого угля превышает 40 тысяч тонн. Но гонку за рекордными показателями заполярные докеры не ведут. Просто в Мурманске удалось выстроить прозрачное и эффективное взаимодействие между грузоотправителями, портом и ОАО «РЖД» как связующим звеном этой цепочки.

Главным рынком для ММТП давно стал рынок портовых услуг при транспортировке грузов в порты Западной Европы, импортных грузов из этих портов и импортных грузов из ЮАР, а также каботажных грузов. Помимо угля в Мурманском порту обрабатываются окатыши, марганцевая руда, щебень, генеральные грузы арктического и местного направлений.

– Оценка мощностей порта и пропускной способности железной дороги показывает, что в ближайшие два-три года мы способны увеличить грузооборот предприятия до 20 миллионов тонн в год, – говорит Александр Масько.

Создаются дополнительные складские площади и фронты выгрузки грузов, совершенствуются технологии по подаче/уборке вагонов, вводится в эксплуатацию современное технологическое оборудование по их выгрузке. В рамках инвестиционной программы ПАО «ММТП» в 2014–2015 годах приобретены новые портальные краны, гидравлические краны-манипуляторы, ковшевые и вилочные погрузчики, конвейерное оборудование на сумму более 1 миллиарда рублей. Помимо этого порт намерен инвестировать собственные средства в железнодорожную инфраструктуру железнодорожной станции Мурманск. Разработан совместный проект, который позволит увеличить пропускную способность транспортного узла, а значит – и пропускную способность всего порта.

Перспективы дальнейшего развития Мурманского морского торгового порта оптимистичны. Разработана инвестиционная программа до 2020 года, в которую вошли проекты, позволяющие сохранить и увеличить портовые производственные мощности. Общий объём инвестиций в рамках этой программы составляет около 3 миллиардов рублей.

Расположение порта в городской черте Мурманска, фактически в центре столицы Заполярья, обязывает предприятие особенно внимательно подходить к проблемам охраны окружающей среды и экологии. По заказу предприятия проводятся масштабные исследования влияния производственной деятельности на чистоту атмосферного воздуха с учётом того, что основной груз, проходящий сейчас через порт, – это уголь. Независимая лаборатория провела исследования по установлению источников пыли техногенного происхождения в районе жилых кварталов Мурманска.

Выводы экологов говорят о том, что благодаря выгодному, ступенчатому рельефу города и физическим свойствам угольной пыли её распространение в Мурманске имеет ограниченный характер. В большей степени на загрязнение атмосферного воздуха влияют выбросы ТЭЦ и котельных города, а также значительное увеличение автомобилей на дорогах столицы Кольского Севера. Тем не менее, чтобы минимизировать техногенное влияние порта на городскую среду, порт закупил и ввёл в эксплуатацию стационарную систему орошения.

Важным аспектом перспективного развития порта стали инвестиции в человеческий капитал. Здесь Мурманский морской торговый порт имеет замечательные традиции и сохраняет преемственность. Эффективно работает учебно-курсовой комбинат, располагающий всей необходимой материальной базой, лицензией на ведение образовательной деятельности и коллективом специалистов. Обучение, профессиональная подготовка и повышение квалификации ведутся по таким востребованным рабочим специальностям, как докер-механизатор, стропальщик, машинист крана, водитель погрузчика, тальман и другим. Сегодня в порту трудятся свыше 100 специалистов в возрасте до 35 лет.

– Празднуя 100-летний юбилей предприятия, мы гордимся его вековой историей, – отметил генеральный директор порта. – Но чтобы быть эффективными, нельзя стоять на месте. Перешагнув столетний рубеж, мы входим в новую эпоху, которая ставит перед нами новые ответственные задачи, и порт всегда будет соответствовать вызовам времени. Убеждён, что силами высокопрофессионального коллектива, который сложился сегодня, мы сможем добиться любых поставленных задач.

Словом, во второй век своего существования порт вступает не старческой, а молодой походкой.

 

// Сергей Тачаев, спецкор «НВ», Мурманск – Петербург
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте