Планета

Немцы на Севере

15 октября

Евразийский союз прирастет «русской Арктикой»

В биохимических лабораториях немецкого Федерального управления по наукам о земле и природным ресурсам идет рутинный, отнюдь не зрелищный процесс. Ученые склонились над колбами, скрупулезно изучают образцы пород, на днях добытые их коллегами на острове Генриетты, входящем в группу островов Де-Лонга и принадлежащем России. Казалось бы, что сенсационного может быть в этих крошках «пыли», отвоеванной у мерзлоты? Однако сенсаций в лабораториях под Ганновером как минимум две. Одна уже состоялась, вторая, надеюсь, назревает.

Сенсация сбывшаяся имеет не только научный, но и политический аспект. Как известно, Россия и Германия уже два десятилетия сотрудничают над целым рядом проектов в плане исследований района Северного Ледовитого океана. И даже создали на базе Арктического и Антарктического НИИ в Петербурге солидную научную площадку – Лабораторию полярных и морских исследований имени Отто Шмидта, а также постоянно участвуют в совместных экспедициях на «диком Севере». А в самом конце сентября немецкие ученые впервые получили от России доступ на архипелаг  Новосибирские острова. И с одного из них – Генриетты – вывезли на родину образцы пород, о которых речь далее.

Немецкие участники экспедиции под названием Case-13 весьма удовлетворены сотрудничеством с петербургскими коллегами из Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ). Отмечу политическое значение данного научного события. Все дело в том, что еще совсем недавно западная пресса – вольно или невольно – пыталась размежевать, развести по разные стороны сугробов российские и немецкие интересы в деле исследования и освоения Арктики. Пыталась, всячески муссируя то обстоятельство, что Россия-де сдала все арктические козыри американцам: заключив в лице концерна «Роснефть» чреватое миллиардными прибылями соглашение на разведку нефти и газа в этом регионе с крупнейшим в мире энергетическим концерном Exxon (США). А вот немецких партнеров наша страна, дескать, обошла. И здесь в качестве «вопиющего примера» такого обхода следовала ссылка на главу немецкого Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера Карин Лохте, полярным пилотам которого Россия не давала «одобрения на посещение морских районов у сибирского побережья, ссылаясь на опасения военного характера».

Сейчас хочется надеяться, что поставлен крест на домыслах о том, будто русские препятствуют доступу немецких ученых в арктический регион. Домыслам, весьма популярным в Европе еще в марте нынешнего года. И вряд ли в сегодняшней России есть хотя бы один серьезный политик, не понимающий, что у Германии, в особенности в связи с быстрым таянием льдов, есть в Арктике свои интересы: от совместной разведки и разработки природных ископаемых до ловли рыбы и освоения потенциально новых судоходных маршрутов.

Увы, и в плане новых водных транспортных магистралей, потенциально открывающихся в связи с ускоренным таянием арктических льдов, в Европе вплоть до последних дней не обходились без искусного передергивания фактов. Игра краплеными картами в исполнении ряда «аналитиков» заключалась в приписывании России планов переориентировать в среднесрочной перспективе потоки энергоносителей по арктическому вектору – на Восток. В ущерб, разумеется, Старому Свету и основному в этом регионе партнеру России в сфере энергетики – Германии. Сейчас в ФРГ, учитывая «первый допуск» немцев к Новосибирским островам и финансирование экспедиции германской стороной, полны надежд на сотрудничество с нашей страной в сфере разведки и освоения природных богатств Арктики.

Отмечу, что в свете евразийского курса, заявленного нынешним премьер-министром России Путиным, идущим на президентство, у этих надежд много шансов на успех. И как раз в среднесрочной перспективе продолжительностью 30–40 лет. Вполне достаточный срок и для реального запуска механизмов нового союза, и для того, чтобы, по словам руководителя экспедиции Case-13 Карстена Пипйона, обе страны совместными усилиями разработали «высокие технологии, способные гарантировать такому чувствительному в экологическом плане организму, как Арктика, отсутствие трагических событий, произошедших в Мексиканском заливе».

На этом факте хотелось бы зафиксировать внимание читателей – в том числе властных. Сотрудничая с немецкой стороной в деле не только исследования, но и освоения ресурсов Арктики, можно быть уверенным, что наш партнер со всем тщанием отнесется к сохранению здешней уникальной экосистемы. Конечно, с точки зрения получения быстрых сверхприбылей такое «зеленое мышление» является недостатком. Однако если не жить по принципу «после нас хоть потоп» (а он в буквальном смысле может воплотиться в жизнь при хищническом отношении к ресурсам именно Арктики), если принять к сведению, что Евразийский союз не карточный домик, и если думать о будущем новых поколений, для которых Евразия должна прирасти Арктикой, то вряд ли стоит искать добра от немецкого добра. Ведь на кону – не более и не менее чем четверть (!) всемирных резервов нефти и природного газа, залежи угля, возможно, богатейшие месторождения золота и алмазов. И при этом многие районы Арктики, по словам господина Пипйона, исследованы меньше, чем лунная поверхность.

Возможно, таит в себе несметные сокровища и негостеприимная почва острова Генриетты, чьи образцы сейчас изучаются в Ганновере. Как раз они-то и могут стать второй сенсацией, о которой шла речь в начале статьи. Пока руководитель совместной российско-немецкой экспедиции отмечает, что образцы горных пород с острова Генриетты «немного пахнут бензином», а это позволяет «надеяться на наличие там нефти или природного газа». Однако не станем бежать впереди паровоза или, уж скорее, плыть впереди ледокола «Михаил Сомов», доставившего немецких и петербургских ученых к Новосибирским островам. В течение месяца ученые из лабораторий Федерального управления по наукам о земле дадут заключение: завершилась ли нынешняя арктическая экспедиции не только научным и политическим успехом, но и – на перспективу – коммерческим.

Скажу и о научном результате «поездки на «Сомове», потрясшем мое обывательское воображение. Полгода тому назад, гостя в Канаде, я прочитал в одном тамошнем таблоиде, что, дескать, Новосибирские острова – исконные канадские земли, поскольку раньше лежали на канадской стороне Арктики, а ныне продрейфовали к России. Учитывая, что Канада наряду с Россией, Норвегией, Данией, США – член «арктического клуба», ваш корреспондент, признаться, озаботился возможностью территориальных претензий к нашей стране. И только экспедиция под руководством Пипйона поставила на этих тревогах точку. Как оказалось, с точки зрения бульварной прессы «раньше» – это… 120 миллионов лет назад. Да и тогда Новосибирские острова на еще несуществующей «канадской стороне» не находились. Доктор наук Карстен Пипйон говорит на этот счет так:

– Наши новейшие исследования однозначно доказали, что между двумя областями нет никакого геологического родства: они никогда не существовали бок о бок.

Забавный эпизод с ура-патриотическим таблоидом из Страны кленового листа, не правда ли? Однако ставки в большой арктической игре уже сейчас таковы, что в ней любое лыко в строку. В этой связи мне хотелось бы, чтобы искушенный читатель сам нашел ответ на вопрос: насколько России, учитывая то, что в Арктике пересекаются интересы нашей страны с интересами сплошь государств – членов НАТО, учитывая роль ФРГ в Альянсе и в Старом Свете, учитывая наш проглядывающий «евразийский курс», важно сотрудничество на арктическом направлении именно с Германией? Позволю себе лишь одну подсказку и факт, в котором она, уверен, вскоре обретет подтверждение. Подсказка такова: немецкие неизменные педантичность, прагматичность, объективность для нашей страны зачастую выгоднее, чем «горячие дружбы на час» пусть даже с самыми сильными «союзниками». И факт – извольте. В 2012–2013 годах Россия должна будет представить объединенным нациям доказательства того, что полярная зона протяженностью 1,2 миллиона километров (включая Северный полюс) принадлежат нашей стране. Отрадно, что сейчас соответствующие исследования проводятся в Петербурге, в лаборатории палеогеографии и геоморфологии полярных стран и Мирового океана на базе СПбГУ под руководством Йорна Тиде, знаменитого немецкого специалиста в области морской географии, океанографии и палеоокеанологии. Конечно, опрометчиво утверждать, как это делают экзальтированные коллеги, будто звезда немецкой науки «поможет России обосновать претензии на арктический шельф». Да этого «лоббирования» со стороны герра Тиде и не требуется. Вполне достаточно того, что в лице известного ученого с российской стороной сотрудничает серьезный, неангажированный немецкий профессионал с незапятнанной репутацией. Профессионал с мировым именем, который вряд ли станет в угоду кому бы то ни было «передергивать» научные факты, до сих пор складывающиеся в пользу правомерности претензий России на «русскую Арктику».

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь