Планета

Немцы оседлают «Ладу»

10 июля

В Германии опасаются российского утилизационного сбора и проявляют повышенное внимание к новому детищу волжского автопрома

После кризиса 2009 года Россия была и остается одним из самых привлекательных, быстро прогрессирующих автомобильных рынков мира. Один пример: минувшей весной он вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11 процентов. Ни для кого не секрет, что западный сектор отечественного автомобильного рынка прирастал в основном за счет новых автомашин, производимых в кооперации с немецкими автогигантами на территории нашей страны, а также подер­жанных авто, ввозимых «из Бундеса». 

Вплоть до последних дней в Германии были исполнены радужных надежд на то, что, в связи со вступлением России в ВТО, немецких автомобилей на российских дорогах станет еще больше. Это и понятно: правила ВТО диктуют снижение импортных пошлин с 30 до 25 процентов (к 2019 году до 15 процентов). Что выгодно как операторам, в том числе вторичного рынка немецких машин, так и простым немецким автолюбителям, получающим возможность не только не платить немецкий сбор на утилизацию «автохлама», но и заработать в России на своих подержанных машинах значительно большие деньги, чем они получили бы после их реализации в ФРГ.

Гром среди ясного неба грянул после того, как в Германии стало известно о введении в России с осени нынешнего года т. н. «налога на утилизацию» для импортных автомобилей. По предварительным расчетам он составит 490–1100 евро для легковых и 3700–9800 евро для грузовых машин. Сейчас в Германии сетуют на то, что введение данного налога фактически нивелирует все преференции для западных автопроизводителей в связи с вступлением России в ВТО, и говорят о «ловком трюке русских, позволяющем защитить их собственный отсталый автопром». Оставим в стороне вопрос о том, справедлив ли такой упрек. И посмотрим, к чему подталкивает «ловкий трюк русских» немецких производителей самых популярных у россиян марок.

Отмечу: на самом деле у российского нововведения не одна, а три главные задачи. Во-первых, не позволить стране превратиться в свалку подержанных западных авто. Во-вторых, действительно защитить отечественный автопром от коллизий, связанных со вступлением РФ в ВТО. И в-третьих, – о чем часто забывают местные аналитики – еще больше стимулировать западные автогиганты сотрудничать с нашей страной в рамках т. н. «декрета 166». Декрета российского правительства, стимулирующего иностранные концерны поэтапно наращивать производство автомобилей на территории России – в обмен на льготы по ввозу сюда импортных запчастей.

Последнее обстоятельство особенно важно. Все дело в том, что от уплаты утилизационного сбора будут избавлены только машины, действительно производимые на территории России. И тут могут пострадать не немецкие автопроизводители, выводящие российский автопром из отсталости, а в основном «Фиат» и те китайские фирмы, которые до сих пор не подписали «декрет 166». Напротив, введение утилизационного сбора можно рассматривать как своеобразное приглашение к углублению сотрудничества, сделанное немецкой автоиндустрии российской стороной. Два факта и вывод в подтверждение сказанному. С одной стороны, в связи с новым налогом с осени подорожает не только западный «автохлам», но и машины среднего и премиум-класса. С другой – россияне всем прочим «премиумам» предпочитают именно немецкий (за последнее время рост продаж престижных «ауди», «мерседесов», БМВ составил от 32 до 42 процентов). Вывод из сказанного ясен: уже с наступающей осени немцам есть прямой резон производить еще больше автомобилей премиум-класса не в ФРГ, а на территории именно нашей страны.

Забавна реакция на российское нововведение в «верхах» Евросоюза, уже выразившего – устами еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта – «озабоченность» этой мерой отечественных властей. Забавна – потому что до последнего времени в кулуарах ЕС ожидали введения соответствующего налога в России, но… скалькированного с германской «премии за утилизацию автохлама». Однако наша страна пошла своим путем. Что в данном случае хорошо. Напомню: немецкая премия вряд ли принесла пользу местному автопрому. Ведь бюргеры, чтобы получить до 5000 евро от правительства, сдавали на утилизацию свои старые машины, произведенные еще до создания ЕС. То есть в основном немецкие. И покупали затем дешевые малолитражки производства Италии и Франции.

Чего-то подобного ожидали в ЕС и от России. Но после того как выяснилось, что российский налог на утилизацию является лишь очень дальним родственником немецкого налога, стало ясно: на уровне ЕС и ВТО, скорее всего, будут предприниматься всяческие попытки «торпедировать» нововведение российских властей.

Тем временем, если утилизационный сбор можно рассматривать и как косвенное «приглашение к танцу» именно немецких производителей автомашин класса «люкс», «отсталый российский автопром» начинает прямое наступление на Германию. Еще пару лет назад такое утверждение можно было бы назвать неуместной шуткой. Ведь тогда лишь благодаря флешмобу, затеянному российскими шутниками в интернете, «Лада» была сенсационно признана «самой популярной малолитражной машиной в ФРГ». Однако с тех пор – в связи с «декретом 166», привлекшим к сотрудничеству с АвтоВАЗом западные концерны, – ситуация кардинально изменилась. Новейший пример: на недавно завершившейся «автомессе» в Лейпциге в центре внимания немцев оказалась «Лада Гранта». «Компактный бюджетный лимузин», как его окрестили в Германии, произведенный россиянами в содружестве с «Рено».

Примечательно, что «Лада Гранта» уже получила в ФРГ отличную прессу. В том числе от экспертов, прежде скептично относившихся к перспективам российского автомобилестроения как в пределах РФ, так и, тем паче, за рубежом. Теперь, «не для прессы», былые скептики с улыбкой отмечают, что, во-первых, «Лада Гранта» выглядит намного современней, чем «Лада Калина», которую сами же россияне избрали за немцев самой популярной импортной малолитражкой». Во-вторых, указывают, что «Гранта», которая поступит здесь в продажу в конце 2012 года, удачно вписывается в концепцию «второго автомобиля». То есть может использоваться для повседневных поездок, пока простаивает «первый автомобиль», необходимый для подтверждения высокого статуса своего владельца. В этой нише, как отмечается, новая «Лада» вполне сможет составить конкуренцию автомобилю «Дача Сандеро» (цена от 6990 евро). В-третьих, аналитики высказывают сожаление, что «не немецкие автопроизводители, а французский «Рено» сотрудничает с АвтоВАЗом настолько успешно, что до конца 2014 года планирует стать главным акционером русского автомонстра». Одни эти отзывы можно считать «прорывными» для АвтоВАЗа, реализовавшего в этом году пока всего 502 машины на автомобильном рынке ФРГ. 

Конечно, «протекционистскому российскому налогу», как и проникновению «Гранты» на рынок ФРГ, придется выдержать и наскоки со стороны ВТО, и даже «конкуренцию под ковром». Хотя бы потому, что первый препятствует расчистке западноевропейских стран от гор скопившегося железного «хлама» (в особенности во Франции, Норвегии, Финляндии), а второе – происходит на фоне спада покупательского спроса на новые машины, в том числе в ФРГ.

Между тем немцы подготовили свой ответ на ожидающуюся в конце года «экспансию» новой «Лады». И ответ этот носит превентивный характер: с 1 июля в Москве стартуют официальные продажи немецкой малолитражки – «Смарт Фому». Производитель из Штутгарта видит для этой модели большие перспективы в российских мегаполисах, включая Петербург: «Наша машина компакт­на, удобна в парковке, потребляет мало топлива, отличается незначительной эмиссией CO2». Немецкие автолюбители уже заключают пари на то, какая из упомянутых моделей найдет больший спрос в другой стране. Пока, правда, ставки сильно не в пользу российско-французского «бюджетного лимузина». 


тем временем в россии…

«Лада» остается лидером продаж…

В первом полугодии 2012 года в России продано 1 миллион 368 тысяч автомобилей, и лидером продаж является не продукция одного из десятка российских заводов по производству иномарок, а нещадно критикуемый АвтоВАЗ. Каждый пятый новый автомобиль, купленный в автосалоне или на дилерском складе, – это «Лада». 

При этом тольяттинский автогигант, в январе – июне 2012 года отгрузив потребителям 283 287 автомобилей, почти на 30 тысяч единиц снизил показатели аналогичного периода прошлого года. Главная причина – завершение госпрограммы утилизации и полное прекращение производства классических заднеприводных моделей, которые продавались на рынке по самой дешевой цене – менее 200 тысяч рублей. Самой популярной в России моделью в первой половине текущего года стала «Лада Калина» c результатом 67 526 купленных автомобилей.

Новой классикой волжского предприятия обещает стать модель «Лада Гранта», которая пока только выходит на проектные объемы производства. Сейчас завод ежедневно собирает 500–600 машин этой марки. «Гранта» пользуется популярностью у дилеров из-за доступной цены (менее 250 тысяч рублей), неплохих ходовых качеств и небольшого расхода топлива. В первой половине 2012 года российские автолюбители купили чуть более 45 тысяч таких машин. А самая низкая среди всего модельного ряда ВАЗа заводская цена у модели с экономичным и экологичным мотором стандарта Е-4 сложилась из-за того, что у «Гранты» меньше узлов и элементов, чем у ее «сестры» по конвейеру «Лады Калины». 


… а в Тольятти ищут таланты

В апреле текущего года на главный конвейер тольяттинского завода встала первая совместная разработка местных инженеров и конструкторов «Рено» – семиместный универсал «Лада Ларгус», на который уже существует предварительная запись даже на самом заводе. 

В ноябре 2012 года ВАЗ приступит к выпуску первой для себя модели без торговой марки «Лада» – «Ниссан Альмера», благо платформы у «Ларгуса» и «Альмеры» одинаковые. А программа развития завода до 2020 года предполагает выпуск 15 новых моделей. Модернизация первой линии главного конвейера на основе платформы «Рено» – «Ниссан» стало первым мероприятием по адаптации производства к современным мировым требованиям качества автомобилей. Вот почему акционеры предприятия решили обновить конструкторскую и технологическую службы заводского научно-технического центра. 

– За два последних года с согласия наших акционеров из «Рено» мы создали в НТЦ 1140 новых рабочих мест, – подчеркивает вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко. – Будем обучать их, стажировать на предприятия альянса «Рено» – «Ниссан» в Европе и Азии. ВАЗ терпеливо ищет талантливых конструкторов и дизайнеров в региональных вузах, в первую очередь в Тольяттинском государственном университете и Самарском аэрокосмическом университете.

Уже в 2013 году после постановки на главный конвейер двух новых моделей объемы производства на ВАЗе вырастут до 700 тысяч автомобилей в год. Завод планирует трудоустроить на рабочие специальности сразу 10 тысяч человек.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.82
0.701 (0.76%)
Курс Евро
98.95
0.64 (0.65%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
+1
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+8
Слабый дождь