Мнения и комментарии

«Немецкий официант» колеблется

10 июля

Пребыванию Греции в еврозоне 80 процентов жителей Германии говорят «нет». Они логично сравнивают греческий референдум с поведением семьи, которая сытно пообедала в ресторане, а затем устроила диспут на тему: «Оплачивать ли нам съеденное?» А «немецких блюд» греческая публика отведала на 90 миллиардов евро. Таков германский солидарный вклад в общеевропейскую программу помощи терпящей крах Элладе.

Кстати, ещё в 2011-м «немецкий официант» уже намекал «дорогим гостям», что рано или поздно, но по счетам придётся платить. Однако четыре года назад это напоминание породило у греков столь яростное возмущение, что «официант» счёл за благо замолчать, сделав вид, будто «посетители ресторана европейской кухни», как честные люди, возмутились именно фактом напоминания об оплате, а не самой необходимостью оплаты как таковой.

Германия, как известно, – страна демократическая. Здесь прислушиваются к волеизъявлению народа – он же налогоплательщик, он же электорат. Так что нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство политиков ФРГ, истово спорящих между собой по другим вопросам, едины в нежелании видеть Грецию в еврозоне. Германия уже отказалась участвовать в предоставлении Греции нового кредита для облегчения налогового бремени. Причём, по мнению Берлина, даже если в ходе референдума греки высказались бы за соглашение с условиями кредиторов, переговоры о новых вспомоществованиях Элладе начались бы очень не скоро.

Тем временем немецкие экономисты пытаются обрисовать перспективы получения оплаты за затянувшуюся греческую «сиесту». По их мнению, если Эллада останется в зоне евро, то немцы могут навсегда распроститься со своими 90 миллиардами евро. Более того, сумма потерь будет расти и впредь в связи с необходимостью вливать финансовую кровь в хронически больную банковскую систему Греции. А вот переход греков на слабую драхму или некую квазивалюту оставляет Германии шанс на то, что в светлом будущем Эллада расплатится с ней по долгам.

Впрочем, говоря «нет» греческому пребыванию в зоне евро, немцы как бы намекают: «Двери для переговоров остаются открытыми». Сколь долго «ресторанчик» ещё будет открыт для «дорогих гостей»? Как минимум до конца текущей недели. К этому сроку канцлер Германии ждёт от премьер-министра Греции Алексиса Ципраса конкретных предложений. Не исключают эксперты и парадоксального развития ситуации: с выходом Греции из зоны евро и с последующей немецкой финансовой и управленческой помощью, чтобы впоследствии вернуть эту «блудную дочь» в стан счастливых пользователей евровалюты. Похоже, внутри самой Ангелы Меркель мучительно борются «нет» и «да». Но если «нет» поддаётся калькуляции, то «да» диктуется соображениями субъективного свойства.

Во-первых, уход Эллады из еврозоны стал бы пощёчиной Меркель как главному машинисту Германии, выступающей «локомотивом» единой Европы.

Во-вторых, лидер ФРГ вряд ли хочет обрести славу «могильщика евро». А эксперты не исключают такого исхода, пусть даже нынешнее ослабление евро из-за греческих событий скорее выгодно Германии – ведь её экономическая мощь опирается на экспорт. Но в любом случае, канцлеру не хотелось бы даже прикасаться к «лопате», чтобы вырыть яму для любимого детища.

В-третьих, окончательный «развод» с Грецией означал бы для Меркель получение неудовлетворительной оценки немецко-французскому дуумвирату, взявшему на себя роль «рулевых Евросоюза». И дело даже не в амбициях Меркель, а в том, что греческая пощёчина двум «локомотивам» ЕС может стать опасным прецедентом для Португалии, Испании или Италии.

В-четвёртых, канцлер ФРГ просто не хочет нести до конца жизни бремя личной ответственности за «страдания и нищету» народа Греции, если она окажется на обочине Европы. Кстати, о личной совестливости Меркель знают не только в Греции, но и в Великобритании и США. И давят на неё через прессу, используя в качестве союзников немецких ультралибералов, любящих мантру «не всё измеряется деньгами»…

Недаром в последние дни англосаксонская пресса всё чаще напоминает, как 60 лет тому назад Германии, дабы она могла процветать в будущем, кредиторы в лице США и иже с ними (включая Элладу) простили половину послевоенных долгов. А вот теперь, мол, «страна Меркель» не хочет отплатить той же монетой Греции. Правда, эти СМИ умалчивают о том, что немецкие послевоенные долги были несоизмеримо меньше нынешнего греческого. И что у Эллады после её вступления в ЕС не было 20-летней разрухи, как у Германии после Второй мировой. Но эти аргументы всё равно давят на немецкую психику.

 

Конечно, в ФРГ невозможна ситуация, когда её глава может продавить некое единоличное решение. Но есть некая «красная черта», вплоть до которой Меркель будет держать открытыми двери для греческого руководства и пытаться прийти к неким компромиссам с немецкими политиками и финансистами, больше не желающими помогать Греции. И эта «красная черта» – гражданская война в Элладе. Если она начнётся, то потребуется уже совсем другой modus operandi – как со стороны Брюсселя, так и от Берлина.

 

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь