Ненаигравшиеся
искусство и время
Не так давно удалось часть выходного дня провести в режиме 3D: «Дави Дома Диван». Я наслаждался жизнью, медленно листая каналы и не задерживаясь надолго нигде. Но вот на одном из каналов мелькнула знакомая картинка, заставившая жавший на кнопку палец зависнуть в воздухе.
Это была «Золушка». Но не новомодная, а классическая, советская, 1947 года выпуска. На мой взгляд, совсем не детская сказка, созданная в один из сложнейших периодов жизни нашей страны. Лишь в ней можно было сказать что-то, не боясь навлечь на себя гнев цензуры. Эта картина относится к разряду тех, которые можно пересматривать раз за разом, наслаждаясь игрой актёров, режиссёрской работой и с восторгом вслушиваясь в цитаты, на которые фильм разобран: «Я ещё не волшебник, я только учусь», «Жаль, королевство маловато – разгуляться негде», «Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!».
Но на сей раз получить удовольствие не вышло – «Золушка» оказалась раскрашенной… Меня всегда убивала пошлость людей, которые, возможно потому, что в детстве родители жалели денег им на книжки-раскраски, свой нереализованный комплекс воплотили в зрелые годы.
Я много лет увлекаюсь фотографией. И хоть не сложилось стать профессионалом, прекрасно понимаю: чёрно-белая съёмка и цветная – две большие разницы. От законов композиции кадра до постановки света. И если на холодно-голубом общем фоне вы поставите маленькое красное пятно, то зритель всё равно обратит на него внимание. Оно и станет визуальным центром кадра. А уберите цвет – и всё мгновенно развалится. Эта закономерность верна и в обратную сторону. Как чудовищно выглядит раскрашенный Штирлиц! То же и с фильмом «В бой идут одни старики». И все посылы, что Леонид Быков хотел снять цветное кино, но ему не дали плёнки, – чистейшей воды демагогия. Режиссёр и оператор снимали чёрно-белое кино. И красить его – кощунство. Я ещё удивляюсь, почему до сих пор никто не подал в суд на этих маляров. На мой взгляд, то, что они делают, – чистейшей воды нарушение авторских прав.
Так ведь можно докатиться и до того, что раскрасят офорты Франсиско Гойи (ну, например, его серию «Ужасы войны»). А что, так они будут лучше восприниматься современной молодёжью…
блог: osoka78rus.livejournal.com
Игорь Осочников, редактор отдела расследований «НВ»