Мнения и комментарии

Нешуточные «Страсти по Чапаю»

27 февраля

Состоялась премьера телесериала о легендарном полководце Гражданской войны.

Стоит признаться, что к просмотру 12-серийного фильма Сергея Щербина «Страсти по Чапаю» автор этих строк приступал не без волнения и с некоторыми опасениями. Слишком уже впечатляюще негативным был опыт предыдущих экранизаций биографий тех, кто в прошлом веке превратился из исторической личности в легенду. Получалась порой странная ситуация: в кадре присутствовал персонаж, носивший вполне конкретную фамилию и имя, но его слова и поступки часто не совпадали с нашим прежним знанием об этом человеке. И упорно появлялись мысли либо о дремучем невежестве авторов сериала, либо о намеренной издёвке над тем, кем мы когда-то гордились, почитая за образец и пример для подражания.

Василий Иванович Чапаев, проживший короткую, но яркую жизнь, в этом смысле легенда из легенд. Ведь воевал он на фронтах Гражданской войны всего-то полтора года, хотя был храбрым солдатом и в Первую мировую. Но и этого хватило, чтобы обрести статус народного героя. «Виной» тому были не только повесть Дмитрия Фурманова и классический фильм братьев Васильевых, но и сам образ человека из народа, который в конечном счёте в массовом сознании и укоренился. Конечно, сила актёрского таланта Бориса Бабочкина в его иконической роли в картине 1934 года сделала своё дело: память о Чапае оказалась сильнее всех исторических свидетельств и архивных документов. Её не смог опровергнуть даже лучший литературный мизантроп постсоветской эпохи Виктор Пелевин, соединивший в названии своего романа Чапаева и пустоту.

Нынче нам были предложены «Страсти по Чапаю». И это название, как оказалось, полностью оправдало себя. Мы увидели на экране «живого, а не мумию», человека непростой судьбы и мощного таланта, которого время потрясений выдвинуло на первые роли там, где решалась судьба будущего России. А решалась она в сражениях Гражданской войны. И этому посвящена значительная часть сериала, которого хватило и на знакомство с Чапаевым-человеком войны, и с Чапаевым – мощным и обаятельным мужчиной, чья сила характера подчиняла себе не только друзей и женщин, но и вызывала лютую зависть и ненависть тех, кто не мог с ним совладать. Всё это есть в фильме.

И как не обратить здесь внимание на одно существенное обстоятельство, которое, на мой взгляд, предопределило и успех сериала, и взрыв зрительских симпатий к главному герою, так сочно и со смаком эмоций и чувств сыгранному молодым актёром Сергеем Стрельниковым (кастинг актёров сериала заслуживает отдельной похвалы ввиду «незатёртости» появляющихся в кадре исполнителей). Большинство его коллег подхватили стиль центральной фигуры фильма, создав живой и персонифицированный ансамбль окружения Чапаева. Каждому актёру или актрисе есть ЧТО играть, ибо страсти действительно бушуют нешуточные – от борьбы с коммисарством и битвами с «казарой» до отчаянной любви – любви на грани трагического разрыва между влечением к женщинам и осознанием своего мужского долга, обязывающего Чапаева сражаться и защищать.

И это всё не само по себе, а благодаря твёрдой руке режиссёра, для которого «Страсти по Чапаю» уже не дебют, но первый заметный успех в мире большого телесериала. Он был предопределён тем, что сценарий написан одним из классиков отечественной кинодраматургии – Эдуардом Володарским. Володарский был знатоком эпохи Гражданской войны, суровые реалии которой и романтика нашего отношения к той отдалённой по времени эпохе порою высекали такие сюжеты и такие характеры, которые не смогли бы придумать ни Шекспир, ни Брехт, ни Горький. Василий Чапаев – один из них.

После премьеры сериала захотелось узнать его героя побольше. И оказалось, что всё или почти всё, что рассказано и показано в «Страстях по Чапаю», если не совпадает с реальными событиями до деталей, то сохраняет основные сюжетные повороты и верность историческим обстоятельствам. В том числе и в отношении бурных романов героя с дамами самых разных слоёв – от первой любви (сиротка Настенька) до супруги комиссара Фурманова Анны Стешенко. В иной версии сии любовные страсти на фоне братоубийственной войны выглядели бы иллюстративной пошлостью и потаканием обывательскому вкусу. Но в сериале Щербина в них как раз и соблюдена та мера показа личной жизни и бытия Чапаева-командира, которая явно не соответствует канонам народной песни о другом народном герое – атамане Степане Разине, который, по мнению его ватаги удалых разбойников, их «на бабу променял».

Есть, конечно, в фильме и лихие, на грани анекдота эпизоды, вызывающие улыбку и смех. Вроде свадьбы красноармейца и селянки, на которой Чапаева пытается охмурить мать невесты. Есть и вовсе иронические отсылки к фильму братьев Васильевых. Вроде недовольства комдива картошкой, разбросанной на полевой карте. Или полусонного диалога Чапаева и Петьки о том, какой объём водки сможет осилить наш герой за один присест. Кажется, ещё чуть-чуть и соскользнёт легендарный красный 

командир в разряд персонажей устных побасенок и анекдотов. Но мера есть мера. И Чапай вновь несётся в гущу сражения, впереди, на лихом коне. Согласно его собственным словам, которые явно напоминают «Чапаева» братьев Васильевых.

Сергей Стрельников лихо заламывает папаху на голове. В полном соответствии с тем, как это делал в 1934 году на экране его великий предшественник Борис Бабочкин. Они вроде бы играют одного и того же исторического персонажа, а киноверсии получились разные. И трудно сказать, какая лучшая. Они разные по определению. Иного по прошествии 79 лет со дня всесоюзной премьеры шедевра братьев Васильевых и быть не могло.

 Нам ярко и захватывающе рассказали историю жизни, любви и подвигов незаурядного человека, мужчины и воина, который за какие-то год-два сумел стать героем устной молвы в суровом огне Гражданской войны. Таких характеров давно нам не дарил наш отечественный телеэкран. Отныне можно проверять иных сериальных «мужчин» на мужественность именно в сопоставлении с явившейся из «Страстей по Чапаю» легендарной личностью. Жаль, что и в финале этого фильма Василий Иванович тоже не выплыл. Ведь многим зрителям так не хотелось с ним расставаться. В том числе и мне. 

Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+16
Облачно