Планета

«Никакого бизнеса, парни»

11 февраля

Показом фильма «Железная хватка» с Джеффом Бриджесом в главной роли в Германии открылся 61-й Берлинский кинофестиваль

–Нет, нет, отойдите! Вы же, черт побери, помнете меня! Я просто боюсь! – кричит осаждающим его любителям автографов мистер Железная Хватка. И это – Джефф Бриджес, супермен из одноименного фильма братьев Коэн, показом которого открылся 61-й Берлинский кинофестиваль?! Бриджес, известный киноманам как Большой Лебовски?! Между тем Джефф – первая звезда Голливуда, прибывшая в столицу Германии на собственном реактивном самолете, – напуган и настойчивостью берлинских поклонников, и желанием некоторых из них заработать на его автографе. Придя в себя и спрятав бутылку с «колой» в спортивную сумку, он отгоняет пронырливых «жучков», уже в третий или четвертый раз выстраивающихся в очередь за его подписью:

– Я же сказал, по одному в руки! Никакого бизнеса, парни, о’кей?

Вслед за Бриджесом к любителям кинематографа устремляются актеры Джош Бролин и Диана Лейн. Перед автограф-сессией Джош на ходу кутает супругу в свой черный макинтош – все же после Лос-Анджелеса в Берлине прохладно!

Впрочем, за исключением погоды, на Берлинале-2011 ожидается невиданная жара. Во-первых, в смысле накала страстей по поводу достоинств всех 400 фильмов, которые предстоит отсмотреть жюри до 20 февраля (хотя биться за «Золотого медведя» предстоит всего 16 конкурсным лентам). Во-вторых, в отношении всевозможных околокиношных скандалов. Так, столичные киноманы нетрадиционной сексуальной ориентации планируют бурно отметить выпавший на 61-й фестиваль 25-летний юбилей приза, предназначенного лучшему фильму гомосексуально-лесбийской направленности. Тем временем местные скинхеды уже поклялись любой ценой сорвать этот праздник.

Но отнюдь не половой конфликт обещает вызвать главный взрыв страстей на нынешнем Берлинале, а скандал совсем иного свойства. Еще накануне открытия фестиваля знаменитый немецкий режиссер Уве Болл фактически обвинил устроителя этого мероприятия – Дитера Косслика – в финансовых махинациях и пообещал подать на него в суд. Речь идет о неких миллионных, по словам Болла, махинациях вокруг регистрационной пошлины, которую продюсерам приходится выплачивать за каждый фильм, для того чтобы он был продемонстрирован в рамках Берлинале. Трудно сказать, какие «миллионы» мог положить себе в карман Косслик, – размеры официальной регистрационной мзды столь незначительны (125 евро для полнометражного, 50 евро – для короткого фильма), что не стоят и упоминания. Особенно на фоне тех же 38 миллионов долларов, затраченных братьями Коэнами на «Железную хватку» с Бриджесом.

Дело, скорее всего, в другом – к показу на Берлинале-61 не допущен фильм самого Болла – «Освенцим». Фильм, который, судя по трейлеру, действительно мог бы взорвать традиционно праздничную, благодушную атмосферу фестиваля. Ибо в нем, по заявлению Уве Болла,  к слову, одного из самых плодовитых режиссеров Германии, «показаны типичные будни концлагеря, где убийство – обычная работа. Если критики «Освенцима» пеняют скандалисту на «излишний натурализм», то сам режиссер прозрачно намекает, что проблема в ином. Дескать, он не входит в ангажированную Коссликом «обойму придворных кинематографистов».

По мнению экспертов, скандал, затеянный мастером, который известен российскому кинозрителю по таким фильмам, как «Беспощадный шторм», «Сид: месть восставшего», «Стоик» и «Во имя короля», пойдет лишь на пользу Берлинале-61. Он может придать новый импульс этому масштабному, но порой излишне предсказуемому и политкорректному мероприятию. В конце концов маэстро, два года назад шокировавший бюргеров фильмом о кровавой бойне, затеянной простым парнем, насмотревшимся «ящика» («Ярость: повествование от лица массового убийцы»), поднимает вопросы, не касающиеся исключительно интересов Косслика или его самого. «Почему из 120 немецких фильмов, выходящих ежегодно, 100 проваливаются в прокате?» – этот вопрос, заданный Боллом через прессу, наверняка будет активно обсуждаться в кулуарах Берлинале.

В любом случае пожелаем успеха Берлинскому кинофестивалю – одному из крупнейших кинематографических мероприятий мира, проводимому с 1951 года. Пожелаем удачи и беспристрастности его жюри, возглавляемого очаровательной Изабеллой Росселини. Хочется думать, что она в полной мере сможет оценить мастерство российско-украинско-немецкого триумвирата под руководством Александра Миндадзе, представляющего в основном конкурсе фильм «В субботу». Справедливости ради заметим, что эта картина, повествующая о событиях в городе Припять сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, не рассматривается берлинскими киноманами в качестве претендента на одного из «Медведей». Ну, а я – из чувства патриотизма – поставил на «кинототализаторе» (есть и такой!) целых 50 евро на то, что Миндадзе увезет из Берлина как минимум бронзового «мишку». Так что, если посрамлю местных скептиков, то разбогатею сразу на 1000 евро…

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.69
0.362 (-0.39%)
Курс Евро
98.56
0.085 (-0.09%)
Погода
Сегодня,
04 май
суббота
+10
Умеренный дождь
05 май
воскресенье
+6
Облачно
06 май
понедельник
+6
Облачно