Страна и мир

Николя Саркози прослушан, задержан и выслушан

07 июля

Судебные преследования бывших президентов – известная французская традиция. Коррупционный скандал может похоронить мечты Николя Саркози о возвращении в Елисейский дворец

Французы – сторонники традиций. На завтрак они едят круассаны, в обед пьют бордо, а на ужин им подавай политический скандал: чтобы было что обсудить за завтраком. Сегодня во Франции новости делают «синие»: национальная сборная по футболу, играющая в Бразилии, и полицейские (их французы тоже называют «синими» за цвет формы), которые задержали бывшего президента Николя Саркози. К слову, впервые в новейшей истории Франции.

Всё началось 8 марта этого года, когда газета «Лё Монд» опубликовала статью о прослушанных телефонных разговорах Саркози. Сути разговоров никто не передавал, но сегодня судьи комментируют их в том смысле, что бывший президент Франции воспользовался своими связями, чтобы получить секретную информацию по «делу Бетанкур», по которому был судим и которое выиграл. «Дело Бетанкур» – о нелегальном финансировании первой предвыборной кампании Саркози владелицей косметического гиганта «Лореаль» Лилиан Бетанкур.

В результате Саркози обвиняется по трём статьям. Во-первых, «об активной коррупции» – за то, что предложил Азиберу через своего адвоката «помощь и поддержку» для назначения Азибера по завершении карьеры на тёплый пост в Кассационный суд Монако. Во-вторых, «об активном злоупотреблении властью» – за оказание влияния на судей и адвокатов кассационного суда, в котором рассматривалось «дело Бетанкур». В-третьих, «о нарушении профессиональной конфиденциальности»: будучи предупреждённым полицией, что его телефон прослушивается, Николя Саркози общался с адвокатом, используя новый номер, зарегистрированный на вымышленное имя. В сумме бывшему президенту и его подельникам грозит штраф в 665 тысяч евро и тюремный срок до 16 лет, а также запрет на возможность участвовать в выборах. 

После задержания Николя Саркози доставили в Центральную дирекцию судебной полиции в Нантере без адвоката. Допрос в отделе по борьбе с коррупцией длился 15 часов – с перекусом на пиццу. После допроса, в полночь, Саркози перевезли в Париж на встречу с двумя судьями по финансовым делам – Клер Тепо и Патрисией Симон. В этот раз он не отказался от адвоката и в присутствии последнего обвинил судей в «политической антисаркозистской позиции», после чего отказался отвечать на вопросы.  

Имя бывшего президента прозвучало уже в нескольких судебных разбирательствах, связанных с коррупцией и злоупотреблением властью. Кроме «дела Бетанкур» было и другое, согласно которому президентская кампания Саркози была отчасти профинансирована и Муамаром Каддафи, бывшим лидером Ливии. А до этого, ещё в 1993-м и в 1995 годах, Саркози обвиняли в использовании комиссий с договоров на продажу оружия для финансирования президентской кампании Эдуарда Балладура. 

Кроме того, правительство экс-президента подозревают в присуждении выплаты банком «Лионский кредит» 405 тысяч евро французскому бизнесмену Бернару Тапи за «нелегальную продажу банком активов компании Adidas». Наконец, судят компанию Publifact, которая в течение «пятилетки Саркози» занималась подсчётом официальных рейтингов президента. А также предприятие Bygmalion, которое уже в 2012-м выписывало поддельные счета, чтобы отмыть деньги, полученные на предвыборную кампанию Николя Саркози. Сам Саркози в интервью заявил, что против него ведётся «ожесточённая борьба судей» и что всё подстроено так, чтобы подорвать его имидж. 

– В нашей стране, где главенствуют права человека, происходят вещи, о которых должны знать французы. Две дамы, которые меня вызвали в суд, хотели меня унизить. Я заявляю, глядя вам прямо в глаза, – я ни в чём не виновен, – заявил экс-президент.  

Мнения французов разделились на «за» и «против» Саркози, то есть на сторонников «правой» (UMP) и «левой» (PS) партий. Премьер-министр Эммануэль Вальс заявил, что во Французской Республике «судебная власть независима от исполнительной, поэтому правительство не имеет права вмешиваться в это  дело». Надо отметить, что такое невмешательство – на руку правительству и президенту Франсуа Олланду: он одновременно дискредитирует бывшего оппонента и лишает его возможности участвовать в будущих президентских выборах. 

И пока две главные партии медленно «съедают» друг друга, третья партия продолжает набирать популярность. Это – партия Марин Ле Пен «Национальный фронт». В отличие от своих оппонентов, Марин Ле Пен предлагает реальную альтернативу – и в целях, и в методах. Только вот страшно представить, каков может быть результат прихода к власти во Франции радикальной партии националистов.

Елена Развозжаева, корреспондент «НВ» во Франции
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь