Планета

Ностальгия по коммуналке

15 ноября

 

Когда-то мы жили в одной большой коммунальной квартире. Обозначенной аббревиатурой «СССР». Жили в общем-то дружно. Потому что примерно одинаково. Потом времена изменились. Коммуналку перестроили. Каждый выхлопотал себе отдельное жилье. Принялись обустраиваться в соответствии с собственными представлениями о комфорте и целесообразности. Верили, что уж теперь-то точно можно планировать будущее автономно, самостоятельно. Радовались. Но недолго. Вскоре начали замечать: стены-то как были, так и остались тонкими, а вот связи между соседями – прочными. Одни заторопились с переездом – воссоединиться с родней. Другие, хотя жаловались на неудобства в новом жилье, предпочли не трогаться с места. Больше того: когда не стало общей кухни, всем захотелось точно узнать, сколько сосед кладет мяса в суп и какое белье засовывает в стиральную машину. Словом, интерес друг к другу не только не потерялся, но даже укрепился. Как только кому-то проводили газ, остальные хватались за калькуляторы – прикинуть, больше он за него платит или меньше. Соседские дети уезжали искать счастья за границей – всем становилось интересно: и чего это ему не хватало дома? А уж если у кого-то начинала искрить проводка, и вовсе поднимался переполох: не иначе как соседи подпортили!

Так оно и повелось – в какой бы части бывшего общего дома ни аукнулось, в других немедленно откликается. Во всем, от высокой политики и крупного бизнеса до судьбы одного-единственного маленького человека…

Сколько это продолжится и чем когда-нибудь закончится, гадать бесполезно. А значит, остается лишь приспособиться и постараться не винить за собственные ошибки бывших соседей по коммуналке. Правда, пока это получается далеко не всегда. По крайней мере, что бы ни произошло, политики стран Балтии начинают почему-то кивать на Россию. Совершенно не принимая во внимание, имеет она какое-либо отношение к событию или, что называется, «ни сном ни духом»…

 

 

В литовском сейме нашли «русский след»

Завтра состоится первое заседание вновь избранного литовского сейма. Глава государства Даля Грибаускайте пригласила депутатов собраться в парламентском зале ровно в 12 часов. И это можно было бы считать нормальным ходом политической деятельности. Если бы не два факта. Первый: еще вчера никто не знал, останется ли республика парламентской или трансформируется в президентскую. И второй: политический кризис в стране по-прежнему далек от фазы завершения. Разразившийся в ходе литовских парламентских выборов серьезный скандал, как обычно, имел четкую направленность – отношения с Россией.

Правившие четыре года консерваторы, подчеркнуто дистанцировавшиеся от Москвы, фактически потерпели поражение. Электорат счел за благо проголосовать за тех, кто в своих программах декларировал добрососедские отношения.

Победив на выборах, оппозиционные в прошлую каденцию социал-демократы, Партия труда и партия «Порядок и справедливость» заявили, каким образом они намерены формировать правящую коалицию.

Президент Литвы Даля Грибаускайте, которая в ходе предвыборной гонки, по мнению большинства политологов, слишком грубо и явно призывала население отдать предпочтение консерваторам, отреагировала немедленно и крайне жестко, заявив, что утвердит только то правительство, в котором не будет Партии труда. «В формировании кабинета министров не может участвовать партия, подозреваемая в совершении нарушений порядка выборов», – пояснила президент. После чего обратилась в Конституционный суд с требованием дать заключение по вопросу легитимности прошедшей кампании.

О том, что некоторые кандидаты, стремясь занять вожделенные кресла в сейме, вели себя некорректно, принялись трубить все СМИ. И тем не менее узнав о распре между главой государства и народными избранниками, страна замерла в тревожном ожидании.

С одной стороны, не доверять главе государства население оказалось не склонно. Но, с другой стороны, трансформация власти в стране из парламентской в президентскую – а именно это должно произойти в случае роспуска только что сформированного сейма – слишком у многих вызвала в подсознании грозное слово «диктатура»…

Литовские политологи, озадаченные сложившейся ситуацией, принялись за рассуждения на тему «почему Грибаускайте настроена против лидера Партии труда Виктора Успасских».

Аргумент, сводившийся к тому, что главный «трудовик» с сильным русским акцентом говорит по-литовски и, значит, не может представлять государство на мировых форумах, не выдерживал критики. Потому что это не помешало ему стать членом Европарламента и несколько лет подряд достойным образом продвигать там интересы делегировавшей его страны.

Так что же еще?.. Давнее уголовное дело о связях Успасских с российским криминальным бизнесом, тянущееся четыре года, по какой-то малопонятной причине все еще далеко от завершения. Тем не менее, понимая, что негоже человеку с небезупречным прошлым возглавлять правительство, политик, которого большинство литовцев, между прочим, хотело бы видеть премьер-министром, сразу же после выборов сказал, что на этот пост претендовать ни в коем случае не собирается…

Словом, историю противостояния «Грибаускайте – Успасских» назвать внятной ни у кого не поворачивался язык. А конфликт тем временем раскручивался. При этом аналитики, включая даже тех, кто обычно поддерживал президента в любых ее выступлениях, предпочли заканчивать рассуждения не разгромными тирадами в адрес Партии труда, а стандартным набором вопросов: «Какую цель преследует президент, препятствуя формированию будущего правящего большинства? Неужели она все-таки стремится к прямому правлению?» Либо обтекаемыми фразами типа: «Грибаускайте, несомненно, пользуется в Литве авторитетом, и с этой точки зрения ее слово важно. Однако искусственно созданный и очень плохой прецедент позволяет констатировать: в нашей политике имеется конфликт».

А тем временем КС Литвы, рассмотрев дело о возможном подкупе избирателей, обнародовал свой окончательный вердикт: нарушения были. Правда, предъявить обвинения можно лишь нескольким людям, причем половина из них априори не имеет отношения к партии, заподозренной в оставлении на политическом поле пресловутого «русского следа».

Итак, все точки над «i» были наконец расставлены. Литовские СМИ тут же радостно сообщили населению: «Аврора» выстрелила, но революции не произошло». Но уже к вечеру, обмозговав ситуацию, поубавили градус уверенности и задались вопросом: «А что будет дальше»? Потому что будущее сейма согласно Конституции зависит от слова президента Литвы. И она его произнесла. Через три дня. Заявила: «Я поддержу лишь ту политическую силу, которая сможет сформировать большинство без Партии труда».

Что теперь? Как могут развиваться события? Поручит ли Грибаускайте трем лидерам выигравших выборы партий создать правительство или нет? Чем затянувшийся конфликт грозит государству? Все эти вопросы еще две недели, скорее всего, останутся без ответа. Ясно лишь одно: меньше всего Литве (как, впрочем, и любому государству) нужна война президента с парламентским большинством…

Светлана Белоусова, Вильнюс – Петербург

 

тем временем…

В Латвии каждый год 11 ноября отмечают День Лачплесиса, аналогичный российскому Дню защитника Отечества. В этот день проходит возложение цветов на Братском кладбище в Риге и парад войск Рижского гарнизона. На этот раз, выступая возле памятника Свободы, президент Андрис Берзиньш сказал: «Шрамы войны не зажили и по сей день, и память о павших свята, однако недопустимо использовать события истории в политических целях. Однако нам, к сожалению, регулярно приходится сталкиваться именно с политическим использованием истории».

В Эстонии возле тартуского офиса правящей Партии реформ вчера был проведен митинг. «Хватит лжи в политике!» – так звучал лозунг активистов. Поскольку их имена уже успели обрасти множеством домыслов, молодые люди создали блог, чтобы опровергнуть муссируемые в латвийских СМИ лживые слухи, сводящиеся к одному: «юнцы, обвиняющие правящих реформистов, – приспешники русской разведки.»



 

Российский бизнес ищет пути в Эстонию

Почти 90 процентов инвесторов, вложивших средства в строительство нарвского парка производства и логистики «Кадастику», – российские.

Первым бизнесменом, купившим земельные участки под строительство в нарвском промпарке «Кадастику», стал петербуржец – представитель холдинга «Технопоиск» Дмитрий Пашинский (на фото). Только на начальном этапе, при сооружении на купленной земле первого склада, его компания планирует инвестировать в проект не менее пяти миллионов евро.

Чем привлекательна Эстония для российских инвесторов? По словам Дмитрия Пашинского, причин немало, и первая – то, что Эстония – ближайшая к Санкт-Петербургу точка Евросоюза.

– Здесь, в Нарве, мы встретили желание властей поддержать этот проект. Стало ясно, что с такой заинтересованностью удастся создать благоприятный инвестиционный климат. Поэтому было решено строить именно тут. Тем более что в ближайшее время правительства России и Эстонии наверняка договорятся и усовершенствуют Нарвский погранпереход».

Аргументы предпринимателя понятны – руководство «Технопоиска» желает выйти на европейский рынок и нарвский проект позволяет холдингу построить собственный буферный склад на территории ЕС и поставлять товары из Китая потребителям в Европе. А после того как в августе будущего года первый из двух складов будет сдан в эксплуатацию, петербургские бизнесмены надеются направить поток товаров из Нарвы не только в Европу, но и в Россию.

И это выгодно всем. По крайней мере то, что в участии российского бизнеса в развитии Северо-Востока Эстонии заинтересованы местные власти, вполне понятно. Именно этот регион, в котором проживает преимущественно русскоязычное население, по уровню безработицы является в стране лидером и, соответственно, особенно нуждается в инвестициях. Поэтому «Кадастику», как, впрочем, и другие эстонские проекты, с нетерпением ждущие российских инвестиций, предлагает бизнесменам целый комплекс выгодных условий: близость европейского рынка; развитая транспортная инфраструктура – автомобильные и железная дороги; морской торговый порт в Силламяэ; возможность привлечения денежных ресурсов из скандинавских банков. И – что немаловажно для многих российских предпринимателей – возможность получения долгосрочной шенгенской визы. Все это в совокупности объясняет, почему, несмотря на не всегда сбалансированную политику, русский бизнес все-таки находит свои дороги через границу...

Евгений Ашихмин, Нарва – Петербург


тем временем…

В Литве лидер местных консерваторов Андрюс Кубилюс неоднократно высказывал уверенность в том, что «российские инвестиции – прямая угроза безопасности нашей страны». Однако именно деньги, пришедшие из России, спасли, к примеру, литовский химкомбинат Lifosa. В период нарастания глобального экономического кризиса российская компания «Еврохим» инвестировала в литовское предприятие пять миллионов долларов. И это позволило химкомбинату договориться с европейскими кредиторами о реструктуризации долга на четыре-пять лет.

В Латвии на прошлой неделе состоялись переговоры российской бизнес-делегации во главе с президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным с министром экономики Даниелсом Павлютсом. Их основные оценки таковы: взаимные отраслевые инвестиции России и Латвии к 2015 году планируется увеличить в сравнении с 2012 годом на треть. К этому времени будет создано пять крупных совместных предприятий и введен в действие скоростной коридор для транзита продовольственных грузов, ввозимых из дальнего зарубежья через Латвию в Россию.

 

Русские школы не нужны даже русским?

В прошлом учебном году латвийские средние школы, в которых обучение проходит на русском языке, посещали около 45 тысяч детей. Таких школ, где учат на латышском языке, втрое больше. При этом с каждым годом в русских школах становится все меньше учеников, и учебные заведения, в которые, по мнению властей, набирается слишком мало учеников, принудительно закрываются.

В Латвии почти 600 тысяч русскоязычных жителей. И поэтому нельзя обойтись без вопроса: неужели проживающие в стране этнические русские действительно не хотят, чтобы их дети изучали язык своих предков? Или же наоборот – они хотят, но им не позволяют осуществить желаемое?

За последние годы проблема школьной реформы много раз обсуждалась правительством Латвии. Год назад кабинет министров даже обсуждал предложение перевести на латышский все среднее образование. Однако эта инициатива Национального объединения потерпела фиаско. Руководство нацблока, недовольное таким положением дел, пригрозило правительству провести всеобщий референдум по данному вопросу, однако старания активистов собрать нужное количество подписей (10 тысяч) для его инициации не увенчались успехом.

Вопрос о том, почему латвийские власти закрывают русские школы, обсуждался в начале учебного года в Риге. В конференции «Образование, которое объединяет» приняли участие несколько десятков специалистов из разных областей – от бизнеса до культурологии. Обсуждение проходило достаточно активно: приводились аргументы, выстраивались логические цепочки, делались прогнозы. И в результате участники конференции пришли-таки к единому мнению: «Существование русскоязычных школ не способствует сплочению общества и может представлять опасность для будущего Латвии…»

Владимир Ермолаев, Даугавпилс – Петербург

тем временем…

В Литве в этом году в русские школы пришли 1311 первоклашек. Между тем директор единственной в Каунасе русской гимназии им. Пушкина Эрикас Гришкявичюс отмечает, что в последние годы набор детей мог бы быть и больше: «В последнее время мы ежегодно набираем по два первых класса. И надо сказать, что мне легче уговорить литовца прийти в нашу гимназию, нежели русского. Потому что русские в Литве боятся быть русскими. Они думают, что если отдадут своего ребенка в литовскую школу, то это гарантия того, что он поступит в вуз…»

В Эстонии местный парламент рассмотрел законопроект «О частной школе». Большинство депутатов поддержали предложение канцлера права Индрека Тедера о запрете создания в республике частных школ с русским языком обучения. По мнению Тедера, «этот закон разрешает местным самоуправлениям самостоятельно решать вопрос языка обучения. Таким образом, при отсутствии государственного контроля может создаться положение, когда эстоноязычное гимназическое образование не станет доступным любому человеку».

 

 

 

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.32
0.25 (0.27%)
Курс Евро
100.28
0.345 (0.34%)
Погода
Сегодня,
18 апреля
четверг
-1
Облачно
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
-1