Культура

«Обреченные на героизм» вошли в энциклопедию

03 июня

Книгу историка, журналиста, литератора, переводчика Игоря Богданова «Ленинградская блокада от А до Я» не бралось печатать ни одно издательство. Отказ объясняли чуть ли не с порога – просто и по-современному: проект не коммерческий. Либо более деликатно: «Извините, нет денег». В издательствах, где все-таки с рукописью знакомились, после беседы с автором, как стало потом известно, сетовали: «Непослушный автор! Если бы он согласился убрать несколько главок, о каннибализме, например…» Игорь Богданов ответил им – в предисловии: «К сожалению, после окончания Великой Отечественной войны в продолжение нескольких десятилетий правда в нашей стране о ленинградской блокаде фильтровалась многоступенчатой цензурой, упорно замалчивались некоторые «не особо героические» стороны тяжелейшего девятисотдневного существования «обреченных на героизм» ленинградцев, не допускались к читателям правдивые дневники жителей блокадного города. Власти считали, что чересчур откровенные воспоминания «принизят» мужественный образ жителя Ленинграда…»

Взаимопонимание Игорь Богданов нашел только в издательстве «Кентавр». Решили приложить все усилия, чтобы выпустить книгу к Дню Победы. Три недели рукопись готовилась к печати. А 21 марта Игорь Богданов умер. Острая сердечная недостаточность… Было ему всего шестьдесят…

– Не поверите, но книгу из типографии я получила на сороковой день после того, как Игоря Алексеевича не стало, – говорит редактор издательства Алевтина Телышева. – Автор писал «Ленинградскую блокаду…», можно сказать, в стол, но он понимал: эта книга нужна, она будет жить, называл ее своей главной книгой.

Имя Игоря Богданова хорошо известно историкам, краеведам, всем, кто интересуется историей Санкт-Петербурга. Он автор книг «Гран-отель «Европа» в Санкт-Петербурге», «Три века петербургской бани», «Большой Гостиный Двор в Петербурге», «Вокзалы Петербурга», «Ресторан «Палкинъ». В его переводе с английского в нашей стране вышли 20 книг, в том числе фундаментальный труд   Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка». У Богданова был опыт работы над энциклопедическими изданиями. Он входил в редакционный состав энциклопедий «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград» и «Санкт-Петербург».

– Уже есть и еще будут к Игорю Богданову претензии, исходящие, в первую очередь, от историков, блокадников, – продолжает Алевтина Николаевна. – Но его «Ленинградская блокада от А до Я» – «авторская энциклопедия», это во-первых, а во-вторых, создавалась книга в одиночку. Конечно же, она не совершенна, но совершенных энциклопедий и не бывает.

Особо следует отметить иллюстрации. Здесь и карточки на 125 блокадных граммов хлеба, и фотографии военной поры, и плакаты («Ты чем помог фронту?» Дмитрия Моора, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксов), карикатуры Владимира Гальбы, почтовые открытки, театральные программки… Есть и фашистские листовки («В освобожденных от большевизма областях положено начало строительства новой жизни…»), хранение (даже не распространение!) которых сурово каралось. Последняя, сотая, иллюстрация – плакат, снятый 9 мая 1945 года с рекламного щита (тоже дело рискованное!) подростком Волей Инчиком, – «Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил». Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного  университета Всеволод Владимирович Инчик свою «блокадную коллекцию» собирал почти всю жизнь.

 

Владимир Желтов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.34
1.077 (-1.05%)
Курс Евро
106.54
1.413 (-1.33%)
Погода
Сегодня,
22 декабря
воскресенье
+2
23 декабря
понедельник
+1
24 декабря
вторник
+1