Он всегда мечтал стать лучшим
«Формула-1» на российском телевидении появилась в 1992 году. Тогда еще не все понимали, как правильно называется наша страна, не было интернета, а Михаэль Шумахер был юным дебютантом, мечтавшим одержать первую победу в Гран-при. В 1992 году мы даже думать не смели о российском пилоте в «Больших призах».
Виталию Петрову в 1992-м исполнилось восемь лет. В тот момент он тоже не мечтал о «Формуле-1», думать о ней он стал достаточно поздно. Виталий – не Михаэль, которому в детстве было решительно нечем заняться, кроме как наматывать круги на отцовском картодроме. Петров вообще обошелся без картинга – основы основ автоспорта. С картингом в России в 1990-е годы были серьезные проблемы. А ведь будущий пилот «Формулы-1» обязан начинать свою карьеру на этих маленьких, но юрких машинках. Из редких исключений вспоминается только Жак Вильнёв. Впрочем, чемпион мира 1997-го года, в 15 лет севший за руль «Формулы-Форд», – сын знаменитого гонщика «Феррари» Жиля Вильнёва. И фамилия нередко открывала ему важные автоспортивные двери.
Мы познакомились с Виталием в 2002-м, когда его желтая «восьмерка» заставляла глотать пыль соперников по Кубку «Лады». Всех без исключения и на всех этапах чемпионата. Виталий выиграл первенство, набрав 500 очков из 500 возможных! А ведь это был его первый серьезный автоспортивный опыт. Вспоминая начало карьеры, Петров признает – картингового опыта ему не хватало и не хватает. С другой стороны, именно поздний старт заставил его практически ежедневно проявлять настойчивость и целеустремленность. Сегодня многие СМИ, которые о существовании Виталия Петрова узнали только после объявления о его контракте с «Рено», любят цитировать победителя GP2 2009 года немца Нико Хюлькенберга, который назвал Виталия «настоящим трудоголиком».
Однако отнюдь не Хюлькенберг первым заметил это качество Петрова. Оно проявлялось и в 2003-м, когда в первом европейском сезоне он умудрился попробовать свои силы сразу в четырех разных чемпионатах («Нужно было наверстывать упущенное»). И в 2005-м, когда, имея определенный опыт и перспективы, не поленился в свободное от Европы время погонять в загнивающих российских классах «Формула-1600» и «Лада-Революшн» («Если есть возможность – надо ездить и ездить, на чем угодно!»). И в 2007-м, когда принял участие в знаменитых «24 часах Ле-Мана» («Интересный опыт, но пока повторять не планирую – другой подход к технике пилотирования»).
В 2007-м Виталий одержал первую победу в серии GP2 – не только свою первую победу, но и первую в истории российского автоспорта. Произошло это на последнем этапе чемпионата, в Валенсии, по итогам непредсказуемой гонки с часто менявшимися погодными условиями. Вскоре я поинтересовался у Виталия, что он чувствовал, стоя в тот день на верхней ступени пьедестала? Ответ меня шокировал: «Грусть... Грусть оттого, что это произошло так поздно, лишь в самом конце чемпионата. Я мог выиграть значительно раньше».
О «Формуле-1» мечтали и мечтают многие. Петров не исключение. Но, в отличие от многих, Виталий всегда знал – хотя бы приблизительно, – какие конкретные шаги нужно предпринимать, чтобы добиться желаемого. Карьера была расписана по годам. Ни в «Формуле-Рено», ни в «Евросерии-3000» надолго задерживаться нельзя: и так большинство соперников на пару-тройку лет моложе. А значит, нужно побеждать – и двигаться дальше.
GP2 – другое дело. К последней ступени на пути к вершине нужно подойти осторожно. С наскока – на одном таланте – ее не возьмешь. В 2006-м – первые шаги, в 2007-м – первая победа, в 2008-м – борьба за чемпионство с дальнейшей перспективой трудоустройства в «Королевских автогонках». Таков был план. Его выполнение задержалось ровно на год. В 2008-м машина Петрова еще не позволяла ему постоянно быть в числе лидеров. Хотя две победы на этапах он все равно одержал. Прекрасно понимая, что время уходит, Виталий в начале прошлого сезона говорил: «Год будет определяющим». И он им стал. Борьба с тем самым Хюлькенбергом за первое место, звание вице-чемпиона серии и… полная «формульная» неизвестность. Она продолжалась слишком долго даже для всегда спокойного и выдержанного Виталия. Возможно, из-за этого, когда слухи о предметных переговорах с «Рено» просочились в прессу, они сразу обросли неведомыми финансовыми подробностями.
Не будем лукавить – деньги в «Формуле-1» имеют огромное значение. В том числе и в вопросах выбора командой между гонщиками. Если топ-пилоты выбивают из топ-команд десятки миллионов на зарплату, то «конюшни» средней руки, а тем более аутсайдеры, наоборот, пополняют бюджет за счет спонсоров новичков, страждущих засветиться в элите автоспорта. Но «Рено» не аутсайдер, а у Петрова нет спонсоров, способных выложить миллионы. Это не значит, что в нашем случае обошлось совсем без финансовой стимуляции команды. Нет, выбирая из двух-трех талантливых дебютантов, руководитель «Рено Ф-1» Эрик Буйе остановился на Виталии, папа которого сделал скромный (на порядок отличающийся от заявленных в прессе) перевод на текущий счет команды. Заложив, между прочим, все свое имущество и взяв кредит.
Уже упоминавшийся выше легендарный Жиль Вильнёв, выступая в одной из младших «формул», был вынужден какое-то время жить в доме на колесах. Чтобы продолжить выступления, канадцу пришлось продать недвижимое имущество. Есть надежда, что в случае с теперь уже легендарным Виталием Петровым до такого не дойдет – менеджмент первого россиянина в истории «Формулы-1» обратился с просьбой о поддержке к премьер-министру России Владимиру Путину. Ведь Виталий никогда не стремился «просто в «Формулу-1» – он стремился к тому, чтобы и здесь стать одним из лучших. И тогда фамилия Петров станет привычной в финишных протоколах Гран-при.
А деньги? Михаэль Шумахер за право выйти на старт своей первой гонки заплатил 200 тысяч долларов. Это случилось в 1991 году, за несколько месяцев до появления «Формулы-1» на российских экранах.